Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 31 имени Г.В. Ластовицкого г. Новороссийск УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ ООШ № 31 имени Г.В.Ластовицкого от 27.08.2021 года протокол № 1 Председатель Л.Ш.Шалагина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По геометрии (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) основное общее, 7 – 9 класс (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 306 Учитель Безмельницына Юнна Радиковна, учитель математики МБОУ ООШ № 31 имени Г.В.Ластовицкого Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и на основе рабочих программ по геометрии 7-9 классы (Т.А. Бурмистрова – М.:Просвещение, 2018 г.) УМК 7 класс – учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Геометрия 7 – 9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова и др. – Просвещение 2020. УМК 8 класс – учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Геометрия 7 – 9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова и др. – Просвещение 2020. УМК 9 класс – учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Геометрия 7 – 9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова и др. – Просвещение 2020. I. Пояснительная записка Программа по геометрии составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897. 2. Основной образовательной программы МБОУ ООШ № 31 имени Г.В.Ластовицкого 3. Сборника рабочих программ по геометрии 7-9 классы /Т.А. Бурмистрова Москва «Просвещение» – 2018. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Геометрия является одним из опорных школьных предметов: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождения геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников. При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, проводить четкие определения, развивает логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывает механизм логических построений и учит их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления. II. Общая характеристика курса геометрии в 7-9 классах В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии». Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствуют развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии. Содержание раздела «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических. Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты», «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах. Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Линия «Геометрия в историческом развитии», предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. III. Место курса геометрии в учебном плане Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7-9 классах основной школы отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 часа. IV. Планируемые результаты освоения курса геометрии в 7-9 классах Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: гражданское воспитание и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; (Основные направления воспитательной деятельности № 1) патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2); эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4) ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8); ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 5) развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; 6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; 11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах: Геометрические фигуры 1) Оперировать понятиями геометрических фигур; 2) Извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; 3) Применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Отношения Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни. Измерения и вычисления 1) Выполнять измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов; 2) Применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислении, когда все данные имеются в условии; 3) Применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять расстояние на местности в стандартных ситуациях, применять формулы и вычислять площади в простых случаях. Геометрические построения Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов; В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Преобразования Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки. В повседневной жизни и при изучении других предметов: распознавать движение объектов окружающем мире; распознавать симметричные фигуры в окружающем мире. Векторы и координаты на плоскости 1) Оперировать понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; 2) Определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости; 3) Выполнять действия над векторами (сложение, умножение на чило). В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. История математики 1) Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; 2) Знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; 3) Понимать роль математики в развитии России. Методы математики 1) Выбирать подходящий изученный метод при решении изученных типов математических задач; 2) Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства. V. Содержание курса геометрии 7-9 классов Геометрические фигуры Фигуры в геометрии и в окружающем мире. Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол. Биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг. Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур. Многоугольники. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Правильные многоугольники. Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Окружность, круг. Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная к окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников. Геометрические фигуры в пространстве (объёмные тела). Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах. Отношения Равенство фигур. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников. Параллельность прямых. Признаки и свойства параллельных прямых. Перпендикулярные прямые. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Измерения и вычисления Величины. Понятие величины. Длина, Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов. Измерения и вычисления. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Расстояния. Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Геометрические построения. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Геометрические преобразования Преобразования. Понятие преобразования. метапредметном понятии «преобразование». Движения. Осевая и центральная симметрии. Представления о Векторы и координаты на плоскости Векторы. Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике. Координаты. Основные понятия. VI. Тематическое планирование Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическому комплекту. В примерном тематическом планировании разделы основного содержания курса геометрии разбиты на темы в хронологии их изучения по соответствующим учебникам. Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий. Глава 1 Начальные геометрические сведения 10 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Содержание учебного материала Кол-во часов Номер параграфа Геометрия. 7 класс 2 часа в неделю, всего 68 часов; 1 Прямая и отрезок. Луч и угол 2 2 Сравнение отрезков и углов 1 3 Измерение отрезков. Измерение углов 3 4 Перпендикулярные прямые 2 5 Решение задач 1 6 Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» 1 Глава 2 Треугольники Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие 1,2.4,5,8 фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными. Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов. Объяснять, какие прямые называются перпендикулярными. Формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые. Пояснять, что такое аксиома, определение. Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения 17 1 Первый признак равенства треугольников 3 2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника 3 3 Второй и третий признаки равенства треугольников 4 4 Задачи на построение 3 5 Решение задач 3 6 Контрольная работа № 2 «Признаки равенства треугольников» 1 Объяснять, какая фигура называется 1,2.4,5,8 треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными. Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы. Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, теорему о перпендикуляре к прямой, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника. Объяснять, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника, что такое центр окружности, радиус, хорда и диаметр. Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника, простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие, Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала сопоставлять полученный результат с условием задачи, анализировать возможные случаи. Формулировать определение окружности. Глава 3 прямые. Параллельные 13 1 Признаки параллельности двух прямых 4 2 Аксиома параллельных прямых 5 3 Решение задач 3 4 Контрольная работа № 3 «Параллельность прямых» 1 Глава 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Формулировать: определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми; свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, основное свойство параллельных прямых; признаки: параллельности прямых. Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми 1,2.4,5,8 Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника. Проводить классификацию треугольников по углам. Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, теоремы о свойствах прямоугольных треугольников. Формулировать определения: расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми. 1,2.4,5,8 18 1 Сумма углов треугольника 2 2 Соотношение между сторонами и углами треугольника 3 3 Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника» 1 4 Прямоугольные треугольники 4 5 Построение треугольника по трем 4 элементам 6 Решение задач 3 7 Контрольная работа № 5 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 Повторение. Решение задач Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстояние между параллельными прямыми; при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения Сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи 10 Упражнения для повторения курса 7 класса 10 Итого контрольных работ: 5 Глава 5. Четырёхугольники 14 1 Многоугольники 2 2 Параллелограмм и трапеция 6 3 Прямоугольник, ромб, квадрат 4 4 Решение задач 1 5 Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» 1 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Содержание учебного материала Кол-во часов Номер параграфа Геометрия. 8 класс 2 часа в неделю, всего 68 часов; Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его 1,2.4,5,8 вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять , какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке Глава 6 Площадь 14 1 Площадь многоугольника 2 2 Площади параллелограмма, треугольника и трапеции 6 3 Теорема Пифагора 3 4 Решение задач 2 5 Контрольная работа № 2 «Площадь четырёхугольника» 1 Глава 7 Подобные треугольники Объяснять, как производиться измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие – равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора 1,2.4,5,8 19 1 Определение подобных треугольников 2 2 Признаки подобия треугольников 5 3 Контрольная работа № 3 «Подобные треугольники» 1 4 Применение подобия к доказательству теорем и решению задач 7 5 Соотношения между 3 Объяснять понятие пропорциональности отрезков; 1,2.4,5,8 формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольника, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснить, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; сторонами и углами прямоугольного треугольника 6 Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» Глава 8 Окружность 1 формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы 17 1 Касательная к окружности 3 2 Центральные и вписанные углы 4 3 Четыре замечательные точки треугольника 3 4 Вписанная и описанная окружности 4 5 Решение задач 2 6 Контрольная работа № 5 «Окружность» 1 Повторение. Решение задач 4 Упражнения для повторения курса 8 класса 4 Итого контрольных 5 работ: Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала Исследовать взаимное расположение прямой и 1,2.4,5,8 окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы : о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ Глава 9 Векторы 8 1 Понятие вектора 2 2 Сложение и вычитание векторов 3 3 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач 3 Глава 10 Метод координат 10 1 Координаты вектора 2 2 Простейшие задачи координатах 2 3 Уравнения окружности и прямой 3 4 Решение задач 2 5 Контрольная работа № 1 «Векторы» 1 Глава 11 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Содержание учебного материала Кол-во часов Номер параграфа Геометрия. 9 класс 2 часа в неделю, всего 68 часов; Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины коллинеарных векторов, равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам, применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач 1,2.4,5,8 Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой 1,2.4,5,8 11 1 Синус, косинус, тангенс, котангенс угла 3 2 Соотношения между сторонами и углами треугольника 4 3 Скалярное произведение векторов 2 4 Решение задач 1 5 Контрольная работа № 2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 Формулировать и иллюстрировать определения 1,2.4,5,8 синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов от 0° до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала скалярное произведение векторов при решении задач Глава 12 Длина окружности и площадь круга 12 1 Правильные многоугольники 2 2 Длина окружности и площадь круга 3 Решение задач 3 Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга» Глава 13 Движения 1 Формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теорему об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач 1,2.4,5,8 Объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ 1,2.4,5,8 Объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, какая призма называется прямой и какая - наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём 1,2.4,5,8 8 1 Понятие движения 3 2 Параллельный перенос и поворот 3 3 Решение задач 1 4 Контрольная работа № 4 «Движение» 1 Глава 14 Начальные сведения из стереометрии 8 1 Многогранники 4 2 Тела и поверхности вращения 4 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Кол-во часов Номер параграфа Содержание учебного материала многогранника; объяснять какой многогранник является пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма правильной пирамиды; объяснять какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра; объяснять какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности; изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар Об аксиомах планиметрии 2 Повторение. Решение задач 9 Итого контрольных работ: 4 VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Оснащение учебного процесса обучения геометрии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационнокоммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием. Библиотечный фонд Нормативные документы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения.) – М.: Просвещение, 2018 Учебно-методический комплект 1. Геометрия: 7-9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2020. Информационные средства 1. Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных. 2. Интернет. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы об истории развития математики, математических идей и методов. Технические средства обучения 1. Компьютер. 2. Мультимедиапроектор. 3. Экран. 4. Интерактивная доска. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1. Доска магнитная. 2. Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль. *Основные направления воспитательной деятельности 1. Гражданское воспитание 2. Патриотическое воспитание 4. Эстетическое воспитание 5. Ценности научного познания 8. Экологическое воспитание СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики МБОУ ООШ № 31 им. Г.В.Ластовицкого от ___________ 2021 года № 1 ____________ Ю.Р.Безмельницына подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Е.А.Тангирова подпись Ф.И.О. ______________ 2021 года