Рабочая программа ИЗО 1-4 класс

Краснодарский край
Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №31 имени Г.В. Ластовицкого

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ ООШ № 31
от 29 августа 2022 года протокол № 1
Председатель Л.Ш.Шалагина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству________________________________________
Уровень образования (класс): начальное общее образование 1 -4 классы
Количество часов 135
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Балдина Елена Владимировна, учитель начальных классов_________________
Программа разработана в соответствии
с ФГОС начального общего образования__________________________________
с учетом авторской программы по изобразительному искусству Неменского Б.М., М.: Просвещение, 2020 г.;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
ООШ №31 имени Г.В. Ластовицкого_______________________________________
С учетом УМК предметной линии учебников «Школа России»:
Учебник (учебное пособие): Изобразительное искусство: учебник для 1 класса /
Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2020 г.; Изобразительное искусство:
учебник для 3 класса / Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2020 г.;
Изобразительное искусство: учебник для 1 класса / Неменского Б.М., - М.:
Просвещение, 2020 г.; Изобразительное искусство: учебник для 4 класса /
Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2020 г..

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к
российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные
позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и
творчеству своего и других народов.
1. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной
деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
2. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к
жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей
жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
4. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их
пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков
восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой
деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
8. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая
инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные
требования к определённым заданиям по программе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:



освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в. т. числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, | видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;



усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы основы
художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства;
 сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет
проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
 появится способность к реализации творческого потенциала в духовной,
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость
миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным
содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут
понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям
окружающего мира;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
 научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие
художественные музеи России (и своего региона);
 будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и

орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе
Paint.

2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (33 ч.)
Ты ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ и СТРОИШЬ (33 часа)

Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь
Мир полон украшений.
Красоту нужно уметь замечать.
Цветы.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны. Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна. Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ (34 часа)

Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий.

Белая и черная краски.
Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные возможности.
Что такое аппликация? Выразительные возможности аппликации.
Что может линия? Выразительные возможности графических материалов.
Что может пластилин? Выразительность материалов для работы в объеме.
Бумага, ножницы, клей. Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение
темы).

О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение,
свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство
Теплые цвета. Холодные цвета. Что выражают теплые и холодные цвета?
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.

3 класс
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 часа)

Искусство в твоем доме
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина — особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).

4 класс
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В
ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 часа)

Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).

Изобразительное искусство

3. Тематическое планирование
1 класс Ты изображаешь, украшаешь и строишь(33ч)
Раздел

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Ты учишься
изображать

8ч

Изображения
всюду вокруг
нас

1ч

2, 5,7

Мастер
Изображение
учит видеть

1 ч.

Находить в окружающей действительности
изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков , сделанных
детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в
детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый
хочет, умеет, любит.
Находить, рассматривать красоту (интересное,
эмоционально – образное, необычное) в
обыкновенных явлениях ( деталях) природы
(листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора
деревьев ит.п.)и рассуждать об увиденном
(объяснять увиденное).
Видеть зрительную метафору ( на что похоже)в
выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого
плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе
выявления их геометрических форм.
Создавать , изображать на плоскости
графическими средствами (цветные карандаши,
фломастеры) заданный (по смыслу)
метафорический образ на основе выбранной

2, 5, 7

Изображать
можно пятном

1 ч.

Изображать
можно в объеме

1 ч.

Изображать
можно линией

1 ч.

геометрической формы (сказочный лес, где все
деревья похожи на разные по форме листья).
Использовать пятно как основу
изобразительного образа на плоскости
Соотносить форму пятна с опытом зрительных
впечатлений.
Видеть зрительную метафору – находить
потенциальный образ в случайной форме
силуэтного пятна и проявлять его путем
дорисовки.
Воспринимать и анализировать ( на
доступном уровне) изображения на основе пятна в
иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения
на плоскости с помощью пятна, навыками работы
кистью и красками.
Создавать изображения на основе пятна
методом от целого к частностям ( создание образов
зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е.
дорисовывания пятна (кляксы).

2,5,7

Находить выразительные, образные объемы в
2, 5, 7
природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.)
Воспринимать выразительность большой формы
в скульптурных изображениях, наглядно
сохраняющих образ исходного природного
материала (скульптуры С.Эрьзи, С.Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения
в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами
вытягивания и вдавливания.
Овладевать первичными навыками изображения 2,5, 7
на плоскости с помощью линии, навыками работы
графическими материалами (черный фломастер,

Разноцветные
краски

1 ч.

простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в
природе.
Сочинять и рассказывать с помощью
линейных изображений маленькие сюжеты из своей
жизни.
Овладевать первичными навыками работы с
5,7
гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им
предметными ассоциациями (что бывает красным,
желтым и т.д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать
возможности краски в процессе создания различных
цветовых пятен, смешения и наложения цветовых
пятен при создании красочных ковриков.
Соотносить восприятие цвета со своими
чувствами и эмоциями.
Осознавать , что изображать можно не только
предметный мир, но и мир наших чувств (радость
или грусть, удивление, восторг и т.д.)
Изображать радость или грусть.

Изображать
можно и то, что
невидимо
(настроение)

1 ч.

Соотносить восприятие цвета со своими
чувствами и эмоциями.
Осознавать , что изображать можно не только
предметный мир, но и мир наших чувств (радость
или грусть, удивление, восторг и т.д.)
Изображать радость или грусть.

5,7

Художники и
зрители

1ч

Обсуждать и анализировать работы
одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.

2,5, 7

Воспринимать и эмоционально оценивать
выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на вопросы
по содержанию произведений художников
(В.Васнецов, М. Врубель, Н.Рерих, В.Ван Гог и др.)
2. Ты украшаешь

9 ч.

Мир полон
украшений

1ч

Находить примеры декоративных украшений в
окружающей действительности (в школе, дома, на
улице).
Наблюдать и эстетически оценивать
украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на
первый взгляд незаметных, деталях природы,
любоваться красотой природы.

1,2,7

Красоту нужно
уметь замечать

1 ч.

Находить природные узоры (сережки на ветке,
кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими,
выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные
природой, интерпретировать их в собственных
изображениях и украшениях.

1,5,7

Цветы

1ч

Создавать роспись цветов – заготовок,
вырезанных из цветной бумаги.
Составлять из готовых цветов коллективную
работу (поместив цветы в нарисованную на
большом листе корзину или вазу).

2,7

Узоры на

1ч

Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе,

2,7

ритмические соотношения больших и мелких форм
в узоре.
Изображать ( декоративно) бабочек, передавая
характер их узоров, расцветки, форму украшающих
их деталей, узорчатую красоту фактуры.

крыльях

Красивые рыбы

1ч

Осваивать простые приемы работы в технике
2,5,7,8
плоскостной и объемной аппликации, живописной и
графической росписи и т.д.
Видеть ритмические соотношения пятна и линии
в узоре.
Видеть декоративную красоту фактурных
поверхностей в природных узорах.
Освоить простые приёмы техники монотипии.
Развитие наблюдательности и эстетического
понимания красоты разнообразных фактур
природного мира.
Научиться соотносить пятно и линию в
декоративном узоре.

Украшения
птиц

1ч

Развитие декоративного чувства при
рассматривании цвета и фактуры материала, при
совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративно
понимаемых элементов в природе, их
выразительность.
Овладеть первичными навыками работы в
объёмной аппликации и коллаже.

2,7,8

Узоры, которые
создали люди

1ч

Находить орнаментальные украшения в
предметном окружении человека, в предметах,
созданных человеком.

1,2,7

3. Ты строишь

11 ч.

Рассматривать орнаменты, находить в них
природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно
написать красками и кистью декоративный эскиз на
листе бумаги .
Получать первичные навыки декоративного
изображения.
Рассматривать изображения сказочных героев в
детских книгах.
Анализировать украшения как знаки,
помогающие узнавать героев и характеризующие
их.
Изображать сказочных героев, опираясь на
изображения характерных для них украшений
(шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в
сапогах и т.д.),

Как украшает
себя человек

1ч

Мастер
Украшения
помогает
сделать праздник
(обобщение
темы)

1ч

Придумать, как можно украсить свой класс к
празднику Нового года, какие можно придумать
украшения, фантазируя на основе несложного
алгоритма действий.
Создавать несложные новогодние украшения из
цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки,
карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по
изображению и украшению, определять их роль в
создании новогодних украшений.

2,7

Постройки в
нашей жизни.

1ч

Рассматривать и сравнивать различные
архитектурные постройки, иллюстрации из детских
книг с изображением жилищ, предметов
современного дизайна с целью развития
наблюдательности и представлений о многообразии
и выразительности конструктивных

2,5

1,2,5

пространственных форм.
Приобретать первичные навыки
структурирования пространственной формы.
Дома бывают
разными

1ч

1ч
Домики,
которые построила природа

Соотносить внешний вид архитектурной
постройки с её назначением.
Анализировать, из каких основных частей
состоят дома.
Конструировать изображение дома с помощью
печаток («кирпичиков»).
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда,
норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи,
раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать
их форму, конструкцию , пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в
форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.,
выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь
частей.

1,2,7

2,8

Дом снаружи и
внутри

1ч

Понимать взаимосвязь внешнего вида и
внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома
(в виде букв алфавита, различных бытовых
предметов и др.) их вид снаружи и внутри.

2,8

Строим город

1 ч.

Рассматривать и сравнивать реальные здания
разных форм.
Овладевать первичными навыками
конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или
коробочек-упаковок) разнообразные дома.

1,2,8

Работать в группе, создавая коллективный макет
игрового городка.
Все имеет свое
строение

1ч

Анализировать различные предметы с точки
зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять и конструировать из простых
геометрических форм ( прямо-угольников , кругов,
овалов, треугольников) изображения животных в
технике аппликации.

2,7

Понимать, что в создании формы предметов быта
принимает участие художник – дизайнер, который
придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные
простые бытовые предметы, упаковки, а затем
украшать их, соблюдаяя правильный порядок
учебных действий.
Строим вещи

1ч

Понимать, что в создании формы предметов быта
принимает участие художник – дизайнер, который
придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные
простые бытовые предметы, упаковки, а затем
украшать их, соблюдаяя правильный порядок
учебных действий.

Город, в
котором мы
живем

3ч

Понимать, что в создании городской среды
1,2,8
принимает участие художник – архитектор, который
придумывает, каким
быть городу.
Учиться воспринимать и описывать
архитектурные впечатления.

5,7

Делать зарисовки города по впечатлению после
экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панноколлажей с изображением городских (сельских)
улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой
деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной
практической деятельности.
4. Изображение,
украшение,
постройка всегда
помогают друг
другу

5ч

Три БратаМастера всегда
трудятся вместе

1ч

Различать три вида художественной
деятельности по предназначению (цели)
произведения, его жизненной функции (зачем?):
изображение, украшение, постройка .
Анализировать, в чем состояла работа Мастера
Изображения, Мастера Украшения и Мастера
Постройки, их «участие» в создании произведений
искусства (изобразительного, декоративного,
конструктивного),
Воспринимать и обсуждать выставку детских
работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения)
, выделять в них знакомые средства выражения,
определять задачи , которые решал автор в своей
работе.

1,5, 7

Праздник весны

1ч

Радоваться поэтическому открытию
наблюдаемого мира и своему творческому опыту.
Наблюдать и анализировать природные
пространственные формы.
Овладевать художественными приемами работы
с бумагой ( бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе
алгоритмически заданной конструкции.

2,8

Придумывать, как достраивать простые
заданные формы, изображая различных насекомых,
птиц, сказочных персонажей на основе анализа
зрительных впечатлений, а также свойств и
возможностей художественных материалов.
Сказочная
страна

1 ч.

Повторять и затем варьировать систему
несложных действий с художественными
материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с
художественными материалами, изобретая
экспериментируя, моделируя в художественной
деятельности свои переживания от наблюдения
жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе
совместной работы ( под руководством учителя),
выполнять свою часть работы в соответствии с
общим замыслом.

2,7

Времена года

1ч

Овладевать навыками коллективной
деятельности, работать организованно в команде
одноклассников под руководством учителя.
Учиться поэтическому видению мира, развивая
фантазию и творческое воображение.
Участвовать в создании коллективного панноколлажа с изображением сказочного мира,
применяя приобретенные навыки работы с
художественными материалами.
Выделять этапы работы в соответствии с
поставленной целью.
Соотносить цель, большую задачу с созданием
отдельных деталей для панно

2,7

Здравствуй,
лето!

1ч

Овладеть приемами конструктивной работы с
бумагой и различными фактурами.
Овладевать навыками образного видения и
пространственного масштабного моделирования.

1,2,8

Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех
Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов
художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от
рассматривания репродукций картин и желательно
подлинных произведений в художественном музее
или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои
впечатления от прогулки в природу и просмотра
картин художников.
Развивать навыки работы с живописными и
графическими материалами.
Создавать композицию на тему «Здравствуй,
лето!».

2 класс Искусство и ты (34ч)
1.Как и чем
работает
художник?

8ч

Три основных
цвета – желтый,
красный, синий

1ч

Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги,
посредством приема «живая краска».
Овладевать первичными живописными
навыками.
Изображать на основе смешивания трех
основных цветов разнообразные явления по памяти
и впечатлению.

2,7

Белая и черная
краски

1ч

Учиться различать и сравнивать темные и
светлые оттенки цвета.
Смешивать цветные краски с белой и черной
для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами
различные по настроению пейзажи, посвященные
изображению природных стихий.

2,5

Пастель.
Восковые мелки.
Акварель. Их
выразительные
возможности

1ч

Расширять знания о художественных
материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели,
мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью , мелками,
акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы
(загораживание, ближе – дальше).
Изображать осенний лес, используя
выразительные возможности материалов.

5,7

Что такое
аппликация?
Выразительные
возможности
аппликации

1 ч.

Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности
изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли,
опавших листьев.

5,8

Что такое
линия?
Выразительные
возможности
графических

1ч

Понимать выразительные возможности линии,
точки, темного и белого пятен ( язык графики) для
создания художественного образа.
Осваивать приемы работы графическими
материалами (тушь, палочка, кисть).
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой
травы на фоне снега.

5,7

Изображать , используя графические материалы
, зимний лес.

материалов

Что может
пластилин?
Выразительност
ь материалов
для работы в
объеме

1 ч.

Сравнивать, сопоставлять выразительные
возможности различных художественных
материалов, которые применяются в скульптуре
(дерево, камень, металл и др.)
Развивать навыки работы с целым куском
пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание,
защипление).
Создавать объемное изображение животного с
передачей характера.

2,5

Бумага,
ножницы, клей.
Выразительные
возможности
бумаги

1ч

Развивать навыки создания геометрических
форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из
бумаги, навыки перевода плоского листа в
разнообразные объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой,
умением перевести плоский лист в различные
объемные формы.
Конструировать из бумаги объекты игровой
площадки.

2,5

Неожиданные
материалы
(обобщение
темы)

1ч

Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания о художественных
материалах и их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью
разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать
творческие работы на итоговой выставке,
оценивать собственную художественную

1,2,7

деятельность и деятельность своих одноклассников.
2.Реальность и
фантазия

7ч

Изображение и
реальность

1ч

Рассматривать, изучать и анализировать
строение реальных животных.
Изображать животных, выделяя пропорции
частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного
животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному.

2,5

Изображение и
фантазия

1ч

Размышлять о возможностях изображения как
реального, так и фантастического мира.
Рассматривать слайды и изображения реальных и
фантастических животных (русская деревянная и
каменная резьба и т.д.).
Придумывать выразительные фантастические
образы животных.
Изображать сказочные существа путем
соединения воедино элементов разных животных и
даже растений.
Развивать навыки работы гуашью.

5,8

Украшение и
реальность

1ч

Наблюдать и учиться видеть украшения в
природе.
Эмоционально откликаться на красоту природы.
Создавать с помощью графических материалов,
линий изображения различных украшений в
природе ( паутинки, снежинки и т.д.)
Развивать навыки работы тушью, пером, углем,
мелом.

5,7,8

Украшение и
фантазия

1 ч.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с
декоративными мотивами в кружевах, тканях ,
украшениях на посуде.
Осваивать приемы создания орнамента:

1,7,8

повторение модуля, ритмическое чередование
элемента.
Создавать украшения (воротничок для платья,
подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (тушь,
фломастеры) с помощью линий различной
толщины.
Постройка и
реальность

1ч

Рассматривать природные конструкции,
анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту
различных построек в природе.
Осваивать навыки работы с бумагой (
закручивание, надрезание, складывание,
склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного
мира.
Участвовать в создании коллективной работы.

2,8

Постройка и
фантазия

1ч

Сравнивать, сопоставлять природные формы с
архитектурными постройками.
Осваивать приемы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий,
фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.

5,7

Братья –
Мастера
Изображения,
Украшения и
Постройки
всегда работают
вместе

1ч

Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трех
Братьев-Мастеров (их триединство).
Конструировать ( моделировать) и украшать
игрушки (изображающие людей, зверей, растения)
для новогодней елки.
Обсуждать творческие работы на итоговой

5,7,8

(обобщение
темы)
3.О чем говорит
искусство?

11 ч

выставке, оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность своих одноклассников.

Изображение
природы в
различных
состояниях

1 ч.

Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами
контрастные состояния природы.
Развивать колористические навыки работы
гуашью.

1,5,8

Изображение
характера
животных

1ч

Наблюдать и рассматривать животных в
различных состояниях.
Давать устную зарисовку – характеристику
зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным
характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.

2,7,8

Изображение
характера
человека:
женский образ

1 ч.

Создавать противоположные по характеру
сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха,
баба Бабариха и Царевна Лебедь, добрая и злая
волшебницы), используя живописные и
графические средства.

1,2,5

Изображение
характера
человека:
мужской образ

1ч

Характеризовать доброго и злого сказочных
героев.
Сравнивать и анализировать возможности
использования изобразительных средств для
создания доброго и злого образов.
Учиться передавать эмоциональное состояние
человека.
Создавать живописными материалами
выразительные контрастные образы доброго или
злого героя (сказочные или былинные персонажи).

1,2,7

Образ человека в 1 ч
скульптуре

Сравнивать , сопоставлять выразительные
возможности различных художественных
материалов, которые применяются в скульптуре
(дерево, камень, металл и др.)
Развивать навыки создания образов из целого
куска пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание,
защипление).
Создавать в объеме сказочные образы с ярко
выраженным характером.

2,7

Человек и его
украшения

1ч

Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать крашения,
имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной
формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи,
кокошники, воротники).
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых
сказочных героев и т.д.

5,7,8

О чем говорят
украшения

2ч

Сопереживать, принимать участие в создании
коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы,
способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по
намерениям сказочных флотов.

5,7

Образ здания

2ч

Учиться видеть художественный образ в
архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного
образа в окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы.

5,7

4.Как говорит
искусство?

8ч

В изображении,
украшении и
постройке
человек
выражает свои
чувства, мысли,
настроение, своё
отношение к
миру (обобщение
темы)

1ч

Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой
выставке, оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность одноклассников.

2,8

Теплые цвета.
Холодные цвета.
Что выражают
теплые и
холодные цвета?

1ч

Расширять знания о средствах художественной
выразительности.
Уметь составлять теплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность
теплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние
цвета.
Осваивать различные приемы работы кистью (
мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы
гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим
контрастом.

1,7

Тихие и звонкие
цвета

1ч

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и
звонкие цвета.
Иметь представление об эмоциональной
выразительности цвета – глухого и звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и красоту
цветовых состояний в весенней природе.
Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого
цветов, изображая весеннюю землю.

5,8

Создавать колористическое богатство внутри
одной цветовой гаммы.
Закреплять умения работать кистью.
Что такое ритм
линий?

1ч

Расширять знания о средствах худож.
выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей
действительности.
Получать представление об эмоциональной
выразительности линии.
Фантазировать, изображать весенние ручьи,
извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и
стремительные .
Развивать навыки работы пастелью , восковыми
мелками.

1,7

Характер линий

1ч

Уметь видеть линии в окружающей
действительности.
Наблюдать , рассматривать весенние ветки
различных деревьев, учиться видеть их
выразительность
Осознавать , как с помощью определенного
материала можно создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных
инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определенным
характером и настроением.

2,5

Ритм пятен

1ч

Расширять знания о средствах художественной
выразительности.
Понимать, что такое ритм.
Уметь передавать расположение (ритм) летящих
птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в технике
обрывной аппликации.

2

Пропорции
выражают
характер

1ч

Расширять знания о средствах художественной
выразительности.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или
птиц с помощью изменения пропорций.

5,7

Повторять и закреплять полученные знания и
умения.
Понимать роль взаимодействия различных
средств художественной выразительности для
создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу
(панно) «Весна. Шум птиц»
Сотрудничать с товарищами в процессе
совместной творческой работы, уметь
договариваться, объясняя замысел, уметь
выполнять работу в границах заданной роли.

7,8

1ч

Анализировать детские работы на выставке,
рассказывать о своих впечатлениях от работ
товарищей и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые
решались в каждой четверти.
Фантазировать и рассказывать о своих
творческих планах на лето.

1,2

1ч

Характеризовать и эстетически оценивать
разные виды игрушек, материалы, из которых они
сделаны.
Понимать и объяснять единство материала,
формы и внешнего оформления игрушек
(украшение).

2,5

1ч
Ритм линий и
пятен, цвет,
пропорции средства
выразительности

Обобщающий
урок года

3 класс Искусство вокруг нас (34 часа)
1.Искусство в
твоем доме

8ч

Твои игрушки

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек
работу Мастеров Изображения, а Украшения,
Постройки , рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное
содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму
игрушки и украшать её, добиваясь целостности
цветового решения.
Посуда у тебя
дома

1ч

Характеризовать связь между формой, декором
посуды (её художественным образом) и ее
назначением.
Уметь выделять конструктивный образ ( образ
формы, постройки) и характер декора, украшения
(деятельность каждого из Братьев – Мастеров в
процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной
формы посуды и её декорирования в лепке, а также
навыками изображения посудных форм,
объединенных общим образным решением.

5,8

Обои и шторы у
тебя дома

1ч

Понимать роль цвета и декора в создании образа
комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его
работы (постройка, изображение, украшение) при
создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно –
практические навыки в создании эскиза обоев или
штор для комнаты в соответствии с ее
функциональным назначением.

5,7

Мамин платок

1ч

Воспринимать и эстетически оценивать
разнообразие вариантов росписи ткани на примере
платка.
Понимать зависимость характера узора,

1,2

цветового решения платка от того, кому и для чего
он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты
композиционного решения росписи платка ( с
акцентировкой изобразительного мотива в центре,
по углам, в виде свободной росписи), а также
характер узора ( растительный, геометрический).
Различать постройку (композицию), украшение
(характер декора), изображение (стилизацию) в
процессе создания образа платка.
Обрести опыт творчества и художественно –
практические навыки в создании эскиза росписи
платка (фрагмента), выражая его назначение ( для
мамы, бабушки, сестры; праздничный или
повседневный).
Твои книжки

2ч

Понимать роль художника и Братьев – Мастеров
в создании книги
( многообразие
форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и др.)
Знать и называть отдельные элементы
оформления книги ( обложка, иллюстрации,
буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких
художников – иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки – игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.

5,7

Открытки

1ч

Понимать и уметь объяснять роль художника и
Братьев-Мастеров в создании форм открыток,
изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию
или декоративную закладку ( работа в технике
граттажа, гравюры наклейками или графической
монотипии, аппликации или в смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного

2,5

выразительного изображения.

2.Искусство на
улицах твоего
города

7ч

Труд художника
для твоего дома
(обобщение
темы)

1ч

Памятники
архитектуры

1ч

Парки, скверы,
бульвары

1ч

Участвовать в творческой обучающей игре,
организованной на уроке, в роли зрителей,
художников, экскурсоводов, Братьев – Мастеров.
Осознавать важную роль художника , его труда
в создании среды жизни человека, предметного
мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки
зрения участия в его создании волшебных БратьевМастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
Учиться видеть архитектурный образ , образ
городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические
достоинства старинных построек родного города
(села).
Раскрывать особенности архитектурного образа
города.
Понимать , что памятники архитектуры – это
достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу
каждого из Братьев – Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест,
выстраивая композицию листа, передавая в рисунке
неповторимое своеобразие и ритмическую
упорядоченность архитектурных форм.

2,5

Сравнивать и анализировать парки, скверы,
бульвары с точки зрения их разного назначения и
устроения (парки для отдыха, детские парки, парки
– музеи и др.)
Эстетически воспринимать парк как единый ,
целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши

1,2

1,2

или выстраивая объемно – пространственную
композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой
работы в процессе создания общего проекта.
Ажурные ограды 1 ч

Воспринимать , сравнивать, давать
эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт –
Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их
роль в украшении.
Сравнивать между собой ажурные ограды и
другие объекты (деревянные наличники, ворота с
резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и
особенное.
Различать деятельность Братьев – Мастеров при
создании ажурных оград.
Фантазировать и создавать проект (эскиз)
ажурной решетки.
Использовать ажурную решетку в общей
композиции с изображением парка или сквера.

2,7,8

1ч

Воспринимать , сравнивать, анализировать
старинные фонари Москвы, Санкт – Петербурга и
других городов, отмечать особенности формы и
украшений.
Различать фонари разного эмоционального
звучания.
Уметь объяснять роль художника и Братьев –
Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя
графические средства, или создавать необычные
конструктивные формы фонарей , осваивая приемы
работы с бумагой (скручивание, закручивание,
склеивание).

2,7

Волшебные
фонари

Витрины

1ч

Понимать работу художника и Братьев –
Мастеров по созданию витрины как украшения
улицы города и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект
оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и
оформительскими навыками в процессе создания
образа витрины.

5,7

Удивительный
транспорт

1ч

Уметь видеть образ в облике машины.
Характеризовать, сравнивать, обсуждать
разные формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь
природных форм с инженерными конструкциями и
образным решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы
фантастических машин.
Приобрести новые навыки в конструировании
из бумаги.

8

Труд художника
на улицах твоего
города (села)
(обобщение
темы)

1ч

Осознавать и уметь объяснять важную и всем
очень нужную работу художника и Мастеров
Постройки, Украшения, и Изображения в создании
облика города.
Создавать из отдельных детских работ,
выполненных в течение четверти, коллективную
композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой
деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной
игре в качестве экскурсоводов.

5,7

3.Художник и
зрелище

11 ч

Художник в
цирке

1ч

Понимать и объяснять важную роль художника
в цирке ( создание красочных декораций,
костюмов, циркового реквизита и т.д.)
Придумывать и создавать красочные
выразительные рисунки или аппликации на тему
циркового представления, передавая в них
движение, характеры, взаимоотношения между
персонажами.
Учиться передавать в своих изображениях
яркое, веселое, подвижное действо.

Художник в
театре

3ч

Сравнивать объекты, элементы театрально –
2,7
сценического мира, видеть в них интересные
выразительные решения, превращения простых
материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального
художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» - картонный макет с
объемными (лепными, конструктивными) или
плоскостными (расписными) декорациями и
бумажными фигурками персонажей сказки для игры
в спектакль.
Овладевать навыками создания объемно –
пространственной композиции.

Театр кукол

1ч

Иметь представление о разных видах кукол
(перчаточные, тростевые, куклы- марионетки.) и их
истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную
куклу (характерную головку куклы, и характерные
детали костюма, соответствующие сказочному
персонажу); применять для работы пластилин,
бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный
спектакль.

2,8

5,7

Маски

2ч

Отмечать характер, настроение, выраженные в
маске, а также выразительность формы и декора,
созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и
острохарактерные маски к театральному
представлению или празднику.

5,8

Афиша и плакат

2ч

Иметь представление о назначении театральной
афиши, плаката ( привлекает внимание, сообщает
название, лаконично рассказывает о самом
спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах –
плакатах изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши
к спектаклю или цирковому представлению;
добиваться образного единства изображения и
текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно –
обобщенного изображения (в процессе создания
афиши или плаката) .

1,5

Праздник в
городе

1ч

Объяснять работу художника по созданию
1,8
облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город
к празднику Победы (9 Мая), Новому году или
Масленице, сделав его нарядным , красочным,
необычным.
Создавать в рисунке проект оформления
праздника.

Школьный
карнавал
(обобщение

1ч

Понимать роль праздничного оформления для
организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к

2,7

темы)

4.Художник и
музей.

8ч

Музей в жизни
города

1ч

школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении
или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного
художественного творчества.
Понимать и объяснять роль художественного
1,2
музея, учиться понимать , что великие произведения
искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые
значительные музеи искусств России –
Государственную Третьяковскую галерею,
Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей
изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах
музеев и роли художника в создании их
экспозиции.

1ч
Картина —
особый мир.
Картина –пейзаж

Иметь представление , что картина – это
особый мир, созданный художником, наполненный
его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о
своем опыте восприятия произведений
изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины –
пейзажи, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает цветом
(радостное, праздничное, грустное, нежное и т.д.)
Знать имена крупнейших русских художников –
пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко
выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.

1,8

Картина-портрет 1 ч

Иметь представление об изобразительном
жанре – портрете и нескольких известных картинах

2,5

– портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете
человеке (какой он, каков его внутренний мир,
особенности его характера.).
Создавать портрет кого – либо из дорогих,
хорошо знакомых людей
( родители, одноклассник) или автопортрет по
представлению, используя выразительные
возможности цвета.
Картинанатюрморт

1ч

Воспринимать картину – натюрморт как
своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о
времени , в котором он живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль
играет настроение, которое художник передает
цветом.
Изображать натюрморт по представлению с
ярко выраженным настроением (радостное,
праздничное, грустное и т.д.)
Развивать живописные и композиционные
навыки.
Знать имена нескольких художников,
работавших в жанре натюрморта.

1,8

Картины
исторические и
бытовые

1 ч.

Иметь представление о картинах исторического
и бытового жанров.
Рассказывать, рассуждать о наиболее
понравившихся (любимых) картинах , об их
сюжетах и настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни
(дома, в школе, на улице т т.д.), выстраивая
сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной
технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

2,5

Скульптура в
музее и на улице

2ч

Рассуждать, эстетически относиться к
произведению скульптуры, объяснять значение
окружающего пространства для восприятия
скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников.
Называть несколько знакомых памятников и их
авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Называть виды скульптуры (в музеях, парке и
др.), материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного,
передавая выразительную пластику движения.

5,7

Художественная
выставка
(обобщение
темы)

1ч

Участвовать в организации выставки детского
худож. творчества, проявлять творческую
активность.
Проводить экскурсии по выставке детских
работ.
Понимать роль художника в жизни каждого
человека и рассказывать о ней

1,2

4 класс Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34
часа)
1.Истоки родного
искусства

8ч

Пейзаж родной
земли

2ч

Характеризовать красоту природы родного
края, особенности красоты природы разных
климатических зон.
Изображать характерные особенности красоты
пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы
гуашью.

5,8

Деревня - деревянный мир

2ч

Воспринимать и эстетически оценивать
красоту русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии
постройки с окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской
избы и назначение ее отдельных элементов.
Изображать графическими или живописными
средствами образ русской избы и других построек
традиционной деревни.
Овладевать навыками конструирования –
конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно
(объемный макет) способом объединения
индивидуально сделанных изображений.
Овладевать навыками коллективной
деятельности, работать организованно в команде
одноклассников под руководством учителя.

Красота
человека

2ч

Приобретать представление об особенностях
1,2,8
национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию
русского народного костюма
Приобретать опыт эмоционального восприятия
традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из БратьевМастеров (Мастера Изображения, Мастера
Украшения и Мастера Постройки) при создании
русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать
образы человека в произведениях художников.
Создавать женские и мужские народные образы
(портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры
человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

2,7,8

Народные
праздники

2ч

«обобщение
темы»

2. Древние города
нашей земли

7ч

Эстетически оценивать красоту и значение
народных праздников.
Знать и называть несколько произведений
русских художников на тему народных праздников.
Создавать индивидуальные композиционные
работы и коллективные панно на тему народных
праздников.
Овладевать на практике элементарными
основами композиции.
Понимать и объяснять роль и значение
древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства
древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре,
понимать образное значение вертикалей и
горизонталей в организации городского
пространства.
Знать картины художников, изображающие
древнерусские города.
Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской
храмовой архитектуры.

1,2

Родной угол

1ч

Древние соборы

1ч

Получать представление о конструкции здания
древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в
архитектуре древних соборов .
Моделировать или изображать древнерусский
храм (лепка или постройка макета здания;
изобразительное решение).

1,8

Города Русской
земли

1ч

Знать и называть основные структурные части
города, сравнивать и определять их функции и
назначение.

1,2,8

8

Изображать и моделировать наполнение
жизнью людей пространство древнерусского
города.
Учиться понимать красоту исторического
образа города и его значение для современной
архитектуры.
Интересоваться историей своего края, своей
страны.
Древнерусские
воинызащитники

1ч

Знать и называть картины художников,
1,8
изображающих древнерусских воинов – защитников
Родины (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя и его
дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры
человека.

Великий
Новгород.
Псков.
Владимир и
Суздаль. Москва

1ч

Уметь анализировать ценность и
неповторимость памятников древнерусской
архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать
красоту городов, сохранивших исторический облик,
- свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в
древнерусской архитектуре разных городов России.
Уметь объяснять значение архитектурных
памятников древнего зодчества для современного
общества.
Создавать образ древнерусского города.

2,8

Узорочье
теремов

1ч

Иметь представление о развитии декора
городских архитектурных построек и декоративном
украшении интерьеров (теремных палат).

2,5,7

Различать деятельность каждого из Братьев –
Мастеров (Мастер Изображения, Мастер
Украшения Мастер Постройки) при создании
теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную
нарядность, узорочье интерьера терема ( подготовка
фона для следующего задания).

3.Каждый народ художник

11 ч

Пир в теремных
палатах
(обобщение
темы)

1ч

Понимать роль постройки , изображения,
украшения при создании образа древнерусского
города.
Создавать изображения на тему праздничного
пира в теремных палатах; многофигурные
композиции в коллективном панно.
Сотрудничать в процессе создания общей
композиции.

2,5,7

Страна восходящего солнца.
Образ художественной
культуры
Японии

2ч

Приобретать знания о многообразии
представлений народов мира о красоте.
Проявлять интерес к иной и необычной
художественной культуре.
Формировать представления о целостности и
внутренней обстановке различных художественных
культур.
Воспринимать эстетический характер
традиционного для Японии понимания красоты
природы.
Иметь представление об образе традиционных
японских построек и конструкции здания храма
(пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о
красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения ,
украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные

7,8

для японского искусства (ветка дерева с птичкой;
цветок с бабочкой; трава с кузнечиками и
стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана,
дальних гор), развивать живописные и
графические навыки.
Создавать женский образ в национальной
одежде в традициях японского искусства; образ
праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки в изображении
природы и человека, новые конструктивные навыки,
новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в освоении
выразительных средств художественных
материалов.
Получать новые эстетические представления о
поэтической красоте мира.
Народы гор и
степей

2ч

Города в
пустыне

2ч

Понимать и объяснять разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны,
способность человека, живя в самых разных
природных условиях, создавать свою самобытную
художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в
горах., передавать красоту пустых пространств и
величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе
создания самостоятельной творческой работы.
Характеризовать особенности худож. культуры
Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с
особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского
города.
Овладевать навыками конструирования из
бумаги и орнаментальной графики.

2,7,8

5,7,8

Древняя Эллада

2ч

Европейские
города Средневековья

2ч

Многообразие
художественных
культур в мире
(обобщение
темы)

1ч

Эстетически воспринимать произведения
искусства Древней Греции,
выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные
и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и
конструктивные элементы древнегреческого храма,
изменение образа при изменении пропорций
постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию
греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение
основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры
в движении) и участников праздничного шествия
(фигуры в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему
древнегреческих праздников.
Видеть и объяснять единство форм костюма и
архитектуры, общее в их конструкции и
украшениях.
Использовать выразительные возможности
пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки
конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в
условиях новой образной системы.
Осознавать целостность каждой культуры ,
естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и многообразии
художественных культур народов мира.
Узнавать по предъявляемым произведениям
художественные культуры, с которыми
знакомились на уроках.

2,8

2,5,7

1,2

4.Искусство
объединяет
народы

8ч

Материнство

2ч

Мудрость
старости

1ч

Сопереживание

1ч

Соотносить особенности традици- онной
культуры народов мира в высказываниях,
эмоциональных оценках, собственной
художественно – творческой деятельности.
Осознавать как прекрасное то, что человечество
столь богато разными художественными
культурами.
Узнавать и приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения
с произведениями искусства, анализировать
выразительные средства произведений.
Развивать навыки композиционного
изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от произведений искусства
и жизни.
Развивать навыки восприятия произведений
искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах
близких людей.
Создавать в процессе творческой работы
эмоционально выразительный образ пожилого
человека (изображение по представлению на основе
наблюдений).
Уметь объяснять, рассуждать , как в
произведениях искусства выражается печальное и
трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы
страдания в произведениях искусства,
пробуждающих чувства печали и участия.
Изображать в самостоятельной творческой
работе драматический сюжет.
Выражать художественными средствами свое
отношение при изображении печального события.

1,2,5

1,2,5

1,2

Героизащитники

1ч

Юность и
надежды

1ч

Искусство народов мира
(обобщение
темы)

2ч

Приобретать творческий композиционный опыт 1,2,7
в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям
Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта
памятника героям ( в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме,
навыками композиционного построения в
скульптуре.
Приводить примеры произведений
1,2,7
изобразительного искусства, посвященных теме
детства, юности, надежды, уметь выражать свое
отношение к ним в процессе восприятия.
Выражать художественными средствами
радость при создании изображений на темы детства,
юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки
изображения и поэтического видения жизни.
Объяснять и оценивать свои впечатления от
1,2
произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые произведения
искусства.
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных народов и понимания ими
красоты.
Объяснять, почему многообразие
художественных культур (образов красоты)
является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и
работы одноклассников с позиций творческих задач,
с точки зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ ООШ № 31
от
года № 1
__________
_________

Заместитель директора по НМР
МБОУ ООШ №31
___________ И.В.Сердюков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».