Рабочая программа ИЗО 5-8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Управление образования город Новороссийск

МБОУ ООШ № 31 имени Г.В. Ластовицкого

РАССМОТРЕНО
Председатель МО
Колос Р, К.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Тангирова Е. А.

Протокол №1

Протокол №1

от "29" 082022 г.

от "29" 08 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ООШ №31
Лвстовицкого
Г. В.
им.
Шалагина Л. Ш.
от "29" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»

для 6 – 8 класса основного общего образования

Составитель: Майфет Наталья Степановна
Учитель ИЗО

г. Новороссийск 2022

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897.
- Основной общеобразовательной программы МБОУ ООШ №31
- Примерной программы «Неменский Б.М. (5-9 классы)» Москва, Издательство
«Просвещение» 2016
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической,
деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и про изведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной
и пространственной среды и понимании красоты человека;
•
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
•
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическое художественно - эстетическое восприятие произведений
искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная
дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов
визуально - пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается
на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом,
направленным на развитие ребенка, формирование его художественно - творческой
активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Программа «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» учитывает традиции российского
художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных
художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность
программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена
изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с
народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный
детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как
народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и
конкретные промыслы.
Тема 6 - 7 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы
грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на
самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и
культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие
миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий
опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа,
требующая и знаний, и умений.
Тема 8 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению
архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду
нашей жизни. Изучение конструктивных видов искусства в ряду других видов
пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень
художественной культуры учащихся.театре, кино, на телеви
Тема 9 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является
как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально – пространственных
искусств. Двадцатый век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей
зрительных образов при слиянии их со слухом и звуком. Синтетические искусства – театр,
кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительным и являются сегодня
господствующими.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для
педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей
конкретного региона России.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных
учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы)
стандартом не определяются.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго
поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее
связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и
сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное
искусство»
Класс – 5
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Класс – 8
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
На основании Примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих
требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с
учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа
базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических
средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано
учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме далее.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством,
должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души
растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры
и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей
уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоциональнонравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к
художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень
программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание
мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная
деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная
деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет
коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию
своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека
являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование
у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на
основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность
обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству
должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это
возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только
когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью
и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его
ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных
стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и
патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения,
педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение
знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности
школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных
форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе
которого
формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять
работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной
работы на уроках; - изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена
художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес
к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий,
материалов и инструментария информационно-технологической и методической
поддержки как из учебника и коллекций классических про изведений, так и из арсенала
авторских разработок педагога.
Результаты освоения учебного материала
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы общего образования федерального
государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися
личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование
у обучающихся основ российской идентичности; ценностные
установки и социально значимые качества личности; духовнонравственное развитие обучающихся и отношение школьников
к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность
к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций, истории и современного развития отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма
в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства,
посвящённых различным подходам к изображению человека,
великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории на-

родного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не
в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится
чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется
чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство»
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для
разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть
школьного предмета. Учебные задания направлены на раз витие
внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Развитие творческогопотенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию
себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на
основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска
идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к по-

зитивному действию в условиях соревновательнойконкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активноенеприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихсяобязательно должно осуществляться в процессе личнойхудожественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного
пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные
требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды
школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами образовательнойорганизации, среды, календарными событиями школьной жизни.
Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметнопространственной среды школы, оказывает активноевоспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных
ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.освоения основной
образовательной программы основного общего образования .
Метапредметные результатыосвоения основнойобразовательной программы, формируемые при изучении предмета
«Изобразительное искусство»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
-характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
-обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри
целого и предметов между собой;
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного
материала по установленной или выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно
защищать свои позиции.
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные
технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения —
межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять своисуждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и пони-

мании обсуждаемого явления; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
- публично представлять и объяснять результаты своего
творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе,
принимать цель совместной деятельности и строить действия
по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленнойцели совершаемые учебные действия, развивать
мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической
работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на
основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями,
стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать
в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастномвзаимодействии.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых
предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное
обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство»
должны отражать:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира,
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр
и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки про
изведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
Декоративно - прикладное искусство в жизни человека .
34 часа. (5 класс)
«Древние корни народного искусства» - 9 часов
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
«Связь времен в народном искусстве» - 8часов
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время. - 10 часов
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Декоративное искусство в современном мире. - 7 часов
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Изобразительное искусство в жизни человека
34 часа. (6 класс)
Виды uзобразuтельного искусства u основы образного языка. - 8 часов.
Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт. - 8 часов.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Цвет в натюрморте.
Натюрморт в графике.
Выразительные возможности натюрморт (обобщение темы).
Вглядываясь в человека. Портрет. - 12 часов.
Образ человека - главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Жанры в изобразительном искусстве.
Человек и пространство.Пейзаж. - 6 часов.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного языка. Язык и смысл.
Архитектура и дизайн в жизни человека
34 часа (7 класс)
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создает человек.
Художник — дизайн — архитектура. - 8 часов
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок
в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. - 11 часов
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека - 7 часов
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вешь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
- 8 часов
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
34 часа (8 класс)
Художник и искусство театра. Роль изобразительного искусства в синтетических
искусствах. - 8 часов
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правила и магия театра.
Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство
сцены.
Сценография – искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерскогоперевоплащения.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса!
Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и
технолгий. - 8 часов
Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение
реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторскогофотомастерства: умение видеть
и выбирать.
Фотография — искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная
трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 11часов
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и
время в кино.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Бесконечный мир кинематографа.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. - 8 часов
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета
до телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А.
Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека:
Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.:
Просвещение, 2013.
3. Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»
под редакцией Б. М. Неменского;
4. А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в
жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Готовится к изданию: А. С.
Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
5. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы.
Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты
второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.:
Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках
искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
Технические средства обучения.

Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Экран проекционный.
• Принтер.
• Интерактивная доска.
• DVD.
• Музыкальный центр.
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII
века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное
искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов; единство материала, формы и декора.
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной
эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и
т.п.).
6 класса

-знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре; в жизни общества и
жизни человека;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь
представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения
мира в разные-эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного
изображения
в искусстве, её претворении в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в, истории искусства;
- знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских
художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- знать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных
возможностей;
- знать о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении
в создании художественного образа.
- уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными
навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие
правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и
воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти;
-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного
анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной
метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
• 7 класс
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его
изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее
жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в
искусстве);
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы,
роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о
композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении
размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его
метафорическом смысле;

- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве
художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента
жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о
влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании
культурного контекста;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах
изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли
конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и
скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
- называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в
европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль
русской тематической картины XIX—XX столетий;
- иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных
изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и
направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными
событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры
и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту
уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей
ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной
культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций,
предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование
авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
8 класс
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных
искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства;
- конструировать объемно-пространственные композиции,моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного
процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в

макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику
тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами
и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы;
- освоить азбуку фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять
критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и
построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на
практике реализовать свои знания при работе над простейщими учебными и домащними
кино- и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в
искусствах кино, телевидения, видео.

Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.
Искренность ответов, их развернутость, образность,
аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа,
как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание
-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

-Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного
образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность
всей работы.
-Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование.

,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».