Рабочая программа физическая культура 1-4 класс с самбо

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31имени Г.В. Ластовицкого
Муниципального образования г. Новороссийска

РОСМОТРЕНО
на методическом
объединении
протокол № 1
от 29 августа 2022 г.
председатель МО

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ООШ № 31
имени Г.В. Ластовицкого

Тангирова Е.А..
Л. Ш. Шалагина
от 29 августа 2022 г
от 29 августа 2022 г.

Колос Р.К.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ступень обучения (класс) начального общее образование, 1 – 4 класс
Количество часов 1 класс – 99 часа,(3 часа в неделю)
2 класс – 102 часа, (3 часа в неделю)
3 класс – 102 часа, (3 часа в неделю)
4 класс – 102 часа, (3 часа в неделю)
Уровень: базовый
Учитель Агамалов Юрий Георгиевич
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО по физической
культуре для 1-4 классов и на основе:
-рабочей программы Предметная линия учебников В.И. Ляха.1 -4 классы.

М.: Просвещение, 2014 г. – 4 издание.
-примерной основной образовательной программы основного общего
образования;
-Самбо – в школу. Примерная программа учебного предмета «Физическая
культура» для образовательных организаций, реализующих программы
начального, основного и среднего общего образования: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ С.Е. Табаков, Е.В. Ломакина.- М.:
Просвещение, 2017 г.
г. Новороссийск
2022 г.

1

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования Минобрнауки Р.Ф. от 13.06.2008 г. №164, Приказа Минобрнауки Р.Ф. от
23.06.2015 г. № 609, Рабочей программы. Предметная линия учебников: В.И. Ляха. 1-4
классы: Издательство Москва «Просвещение», 2014г – 4 издание.
-примерной основной образовательной программы основного общего образования;
-Самбо – в школу. Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для
образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего
общего образования: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ С.Е.
Табаков, Е.В. Ломакина.- М.: Просвещение, 2017. – 231 с
В соответствии с пунктом № 31 «Плана мероприятий по поэтапному внедрению
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, утверждённого распоряжением
Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 1165-р внесены дополнения в программы предмета
«Физическая культура» ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания программы направлены на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,
общественной и профессиональной деятельности. Обучение по сохранению и укреплению
здоровья; освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни; выполнить
нормы ГТО.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования
начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья,
физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Выпускник научится:
 ориентироваться в понятиях «Физическая культура», «режим дня»;
характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков
физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий
спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
 раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической
культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление
здоровья и развитие физических качеств;
 ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и
демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
 характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической
культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными
играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе);
 выполнять подбор упражнений для комплексов утренней зарядки и
физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
 организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во
время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации),
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
 измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической
подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью
тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей;
 выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и
осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
2

гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью
специальной таблицы);
 выполнять организующие строевые команды и приёмы;
 выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
 выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина,
гимнастическое бревно);
 выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
 выполнять приёмы самостраховки и страховки;
 выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью;
 характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении
здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и
внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и
физической подготовленности;
 вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов
утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для
индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей
физического развития и физической подготовленности;
 целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий
по развитию физических качеств;
 выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и
ушибах;
 сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
 выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
 выполнять базовую технику самбо;
 играть в баскетбол, волейбол и футбол по упрощённым правилам;
 выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе
входящие в программу ВФСК «ГТО»;
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в
ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона,
другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро
стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться в
прыжках с места; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и
др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5
препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с
поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на козла.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г
на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой
рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага;
попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии
10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при
изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения,
рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать
основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с
предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1
кг.); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на
козла высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево;
3

уверенно ходить по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º,
приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры,
рекомендованные комплексной программой для учащихся 2-4 классов; прыгать через
скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища
вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук пола.
В единоборстве(Самбо): специально-подготовительные упражнения «Самбо», Приёмы
самостраховки, разновидности кувырков, игровые элементы "Бой петухов", "Часовые и
разведчики", "Перетягивание в парах", "Выталкивание из круг".
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями;
элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение,
броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр,
комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч",
"Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень
основных физических способностей (см. таблицу)

Физические
способности

Физические упражнения

К выносливости

Бег 30 м с высокого старта с
опорой на руку (с)
Прыжок в длину с места (см)
Сгибание рук в висе лёжа (кол-во
раз)
Бег 1000 м

К координации

Челночный бег 3x10 м (с)

Скоростные
Силовые

Мальчики Девочки
6.5

7.0

130
5

125
4

Без учета времени
11.0

11.5

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять
рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические
упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической
работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по
одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок,
безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время
занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным,
дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения
других занятий.

2. Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм
занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и
первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
4

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием
основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки
и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и
физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения
физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных
игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по
профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка
на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься
в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки
в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора
присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор
присев, кувырок вперёд..
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой.
Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической
скамейке.

«Самбо (введение)».
Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на
спину перекатом, на бок перекатом, при падении вперед на руки, при падении на спину
через мост, на бок кувырком. Упражнения для бросков: удержаний, выведения из
равновесия, подножек, подсечек, бросков захватом ног. Упражнения для тактики:
подвижные игры, игры-задания.
Изучение приёмов в положении лёжа. Удержания: сбоку, со стороны головы,
поперек, верхом. Варианты уходов от удержаний. Учебные схватки на выполнение
изученных удержаний. Переворачивания партнера, стоящего в упоре на руках и коленях:
захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием захватом руки и ноги (снаружи, изнутри),
захватом шеи и руки с упором голенью в живот. Активные и пассивные защиты от
переворачиваний. Комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний.
5

Броски. Выведение из равновесия: партнера стоящего на коленях рывком и скручиванием,
партнера в приседе толчком, партнера стоящего на одном колене рывком, скручиванием,
толчком. Игры-задания
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с
ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений;
челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в
высоту и в длину с места; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами
акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения
на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча;
подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в
корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры
на материале волейбола.
ГТО.Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов,
предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду
и обороне» (ГТО)».

Проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью
контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных
этапах обучения.
2 класс
3 класс
4 класс
Нормативы
"5" "4" "3" "5" "4" "3" "5" "4" "3"
м 6,0 6,6 7,1 5,7 6,2 6,8 5,4 6,0 6,6
Бег 30 м (сек.)
д 6,3 6,9 7,4 5,8 6,3 7,0 5,5 6,2 6,8
1
Бег 1000 м (мин,сек.) м +
+
+
+
+
+
+
+
+
("+" - без учета
+
+
+
+
+
+
+
+
+
времени)
д
2
10. 10.
10.
м 9.1
8.8 9.9
8.6 9,5 9.9
0
4
2
Челночный бег 3х10
м (сек.)
11. 11.
10. 10.
10, 10,
д
9.7 9.3
9,1
2
7
3
8
0
4
3
м 150 130 115 160 140 125 165 155 145
Прыжок в длину с
4
места (см)
д 140 125 110 150 130 120 155 145 135
м
90 85 80
Прыжок в высоту,
5
д
80 75 70
способом
6

6

7

8

9

10

11
12

"Перешагивания"
(см)
Прыжки через
скакалку (кол-во
раз/мин.)
Отжимания (кол-во
раз)
Подтягивания (колво раз)
Метание мяча 150 гр
(м)
Подъем туловища из
положения лежа на
спине (кол-во
раз/мин)
Прыжок в длину с
разбега
Бег 60 м (сек)

м

70

60

50

80

70

60

90

80

70

д
м
д

80

70

60

90

80

70

100

90

80

10
8

8
6

6
4

13
10

10
7

7
5

16
14

14
11

12
8

м
м
д
д

3

2

1

4

3

1

5

3

1

15
12
23

12
10
21

10
8
19

18
15
25

15
12
23

12
10
21

25
18
28

18
15
25

15
12
23

м

28

26

24

30

28

26

33

30

28

300 260
260 220

220
180

м
д
м
д

Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
№
п/п

Физические
способности

Контрольное
упражнение(тест)

1

Скоростные

Бег 30м

2

Координационные

Челночный бег
3х10

3

Скоростносиловые

Прыжок в длину с
места

4

Выносливость

6-минутный бег

5

Гибкость

Наклон вперед из
положения сидя

6

Силовые

Подтягивание на
высокой
перекладине
(мальчики) на
низкой
перекладине
(девочки)

Возраст

уровень
мальчики

7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10

низкий
7.5
7.1
6.8
6.6
11.2
10.4
10.2
9.9
100
110
120
130
700
750
800
850
1
1
1
2
1
1
1
1

7
8
9
10

7

средний
7.3-6.2
7.0-6.0
6.7-5.7
6.5-5.6
10.8-10.3
10.0-9.5
9.9-9.3
9.5-9.0
115-135
125-145
130-150
140-160
730-900
800-950
850-1000
900-1050
3-5
3-5
3-5
4-6
2-3
2-3
3-4
3-4

девочки
высокий
5.6
5.4
5.1
5.0
9.9
9.1
8.8
8.6
155
165
175
185
1100
1150
1200
1250
9
7.5
7.5
8.5
4
4
5
5

низкий
7.6
7.3
7.0
6.6
11.7
11.2
10.8
10.4
90
100
110
120
500
550
600
650
2
2
2
3

средний
7.5-6.4
7.2-6.2
6.9-6.0
6.5-5.6
11.3-10.6
10.7-10.1
10.3-9.7
10.0-9.5
110-130
125-140
135-150
140-155
600-800
650-850
700-900
750-950
6-9
6-9
6-9
7-10

высокий
5.8
5.6
5.3
5.2
10.2
9.7
9.3
9.1
150
155
160
170
900
950
1000
1050
11.5
12.5
13.0
14.0

2
3
3
4

4-8
6-10
7-11
8-13

12
14
16
18

1.Тематическое планирование
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов
Тема
Классы
1
3
4
2
класс
класс
класс
Знания о физической культуре
6
4
4
4
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Самбо
Кроссовая подготовка
Подвижные игры, спортивные игры
Общее количество часов

27
19

19
25
34

19
25
34

19
25
34

17
30

20

20

20

99

102

102

102

Распределение учебных часов и разделов программы по четвертям
1 класс
№
п/п

1
2
3
4
5

Вид программного материала

Основы знаний по физической
культуре
Подвижные и спортивные игры
Гимнастика с элементами
акробатики. Самбо
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Итого

Кол-во
часов

I

6

6

30
27

4

19
17
99

11
6
27

II

III

16

10
27

5
21

27

Распределение учебных часов и разделов программы по четвертям
2 класс
Кол-во
I
II
III
№
Вид программного материала
п/п
часов
1
Основы знаний по физической
4
1
1
1
культуре
2
Подвижные и спортивные игры
20
4
13
3

Гимнастика с элементами

19
8

IV

19

8
6
24

IV
1
3

акробатики
4

Самбо

34

9

5

Легкая атлетика

25

13

Итого

102

27

7

10

12
21

30

Распределение учебных часов и разделов программы по четвертям
3-4 класс
Кол-во
I
II
III
№
Вид программного материала
п/п
часов
1
Основы знаний по физической
4
1
1
1
культуре
2
Подвижные игры и спортивные
20
4
13
игры
3
Гимнастика с элементами
19
19
акробатики
4
10
Самбо
34
9
7
5

Легкая атлетика

25

13

Итого

102

27

8
24

IV
1
3

8
12

21

30

24

Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся.
Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Что надо знать
Сравнивают физкультуру и спорт эпохи
Античности с современными физкультурой и
спортом. Называют движения, которые
выполняют первобытные люди на рисунке.
Изучают рисунки, на которых изображены
античные атлеты, и называют виды соревнований, в
которых они участвуют
Объясняют смысл символики и ритуалов
Современные Олимпийские игры
Олимпийских игр.
Исторические сведения о развитии
Определяют цель возрождения Олимпийских игр.
современных Олимпийских игр (летних и
Объясняют роль Пьера де Кубертена в
зимних). Роль Пьера де Кубертена в их
становлении олимпийского движения. Называют
становлении. Идеалы и символика
известных российских и зарубежных чемпионов
Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы
Олимпийских игр
по разным видам спорта
Когда и как возникли физическая
культура и спорт

9

Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов
Физическая культура как система регулярных (регулярные занятия физическими упражнениями,
занятий физическими упражнениями,
закаливающие процедуры, личная гигиена) на
выполнение закаливающих процедур,
укрепление здоровья и развитие человека.
использование естественных сил природы.
Определяют признаки положительного влияния
Связь физической культуры с укреплением
занятий физкультурой на успехи в учёбе
здоровья (физического, социального и
психологического) и влияние на развитие
человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное).
Роль и значение занятий физической
культурой и поддержание хорошего здоровья
для успешной учёбы и социализации в
обществе
Твой организм (основные части тела
Устанавливают связь между развитием
человека, основные внутренние органы,
физических качеств и основных систем
скелет, мышцы, осанка)
организма.
Строение тела, основные формы движений
(циклические, ациклические, вращательные),
напряжение и расслабление мышц при их
выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для
Характеризуют основные части тела человека,
укрепления мышц живота и спины, для
формы движений, напряжение и расслабление
укрепления мышц стоп ног.
мышц при их выполнении, работу органов
дыхания и сердечно сосудистой системы во время
Игра «Проверь себя» на усвоение правил
двигательной деятельности. Выполняют
здорового образа жизни
упражнения на улучшение осанки, для
укрепления мышц живота и спины, для
укрепления мышц стоп ног.
Узнают свою характеристику с помощью теста
«Проверь себя»
Сердце и кровеносные сосуды
Устанавливают связь между развитием
физических качеств и работой сердца и
Работа сердечно-сосудистой системы во
кровеносных сосудов. Объясняют важность
время движений и передвижений человека.
занятий физическими упражнениями, катания на
Укрепление сердца с помощью занятий
коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для
физическими упражнениями
укрепления сердца
Органы чувств
Устанавливают связь между развитием
физических качеств и органами чувств.
Роль органов зрения и слуха во время
Объясняют роль зрения и слуха при выполнении
движений и передвижений человека.
основных движений.
Строение глаза. Специальные упражнения
Выполняют специальные упражнения для
для органов зрения.
органов зрения.
Орган осязания — кожа. Уход за кожей
Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как
ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к
рисункам. Анализируют ответы своих
сверстников
Личная гигиена
Учатся правильному выполнению правил личной
гигиены.
Правила личной гигиены (соблюдение
Дают ответы на вопросы к рисункам.
чистоты тела, волос, ногтей и полости рта,
Анализируют ответы своих сверстников. Дают
смена нательного белья)
оценку своему уровню личной гигиены с
Игра «Проверь себя» на усвоение правил
помощью тестового задания «Проверь себя»
личной гигиены
Что такое физическая культура

10

Закаливание
Укрепление здоровья средствами
закаливания. Правила проведения
закаливающих процедур. Игра «Проверь
себя» на усвоение правил закаливания
Мозг и нервная система
Местонахождение головного и спинного
мозга в организме человека. Центральная
нервная система. Зависимость деятельности
всего организма от состояния нервной
системы. Положительные и отрицательные
эмоции. Важная роль работы мозга и
центральной нервной системы в
физкультурной и спортивной деятельности.
Рекомендации, как беречь нервную систему
Органы дыхания
Роль органов дыхания во время движений и
передвижений человека. Важность занятий
физическими упражнениями и спортом для
улучшения работы лёгких. Как правильно
дышать при различных физических нагрузках
Органы пищеварения
Работа органов пищеварения.
Важность физических упражнений для
укрепления мышц живота и работы
кишечника.
Пища и питательные вещества
Вещества, которые человек получает вместе с
пищей, необходимые для роста и развития
организма и для пополнения затраченной
энергии. Рекомендации по правильному
усвоению пищи.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи
Вода и питьевой режим
Питьевой режим при занятиях физическими
упражнениями, во время тренировок и
туристских походов
Тренировка ума и характера
Режим дня, его содержание и правила
планирования. Утренняя зарядка и её влияние
на самочувствие и работоспособность
человека. Физкультминутки (физкультпаузы),
их значение для профилактики утомления в
условиях учебной и трудовой деятельности.
Физические упражнения и подвижные игры
на удлинённых переменах, их значение для
активного отдыха, укрепления здоровья,
повышения умственной и физической
работоспособности, выработки привычки к

Узнают правила проведения закаливающих
процедур. Анализируют правила безопасности
при проведении закаливающих процедур.
Дают оценку своему уровню закалённости с
помощью тестового задания «Проверь себя».
Дают ответы на вопросы к рисункам.
Анализируют ответы своих сверстников
Получают представление о работе мозга и
нервной системы.
Дают ответы на вопросы к рисункам.
Анализируют ответы своих сверстников.
Обосновывают важность рекомендаций, как
беречь нервную систему

Получают представление о работе органов
дыхания. Выполняют упражнения на разные виды
дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное)

Получают представление о работе органов
пищеварения.
Комментируют схему органов пищеварения
человека. Объясняют, почему вредно заниматься
физическими упражнениями после принятия
пищи
Узнают, какие вещества, необходимые для роста
организма и для пополнения затраченной
энергии, получает человек с пищей. Дают ответы
на вопросы к рисункам. Анализируют ответы
своих сверстников. Обосновывают важность
рекомендаций правильного употребления пищи.
Дают оценку своим привычкам, связанным с
приёмом пищи, с помощью тестового задания
«Проверь себя»
Усваивают азы питьевого режима во время
тренировки и похода.
Дают ответы на вопросы к рисункам.
Анализируют ответы своих сверстников
Учатся правильно распределять время и
соблюдать режим дня.
Определяют назначение утренней зарядки,
физкультминуток, их роль и значение в
организации здоровье- сберегающей
жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к
рисункам. Анализируют ответы своих
сверстников.
Дают оценку своим привычкам, связанным с
режимом дня, с помощью тестового задания
«Проверь себя»
11

систематическим занятиям физическими
упражнениями.
Игра «Проверь себя» на усвоение
рекомендаций по соблюдению режима дня
Спортивная одежда и обувь
Требования к одежде и обуви для занятий
физическими упражнениями и спортом (в
помещении, на открытом воздухе, при
различных погодных условиях).
Рекомендации по уходу за спортивной
одеждой и обувью.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований
к одежде и обуви для занятий физическими
упражнениями
Самоконтроль
Понятие о физическом состоянии как уровне
физического развития, физической
готовности и самочувствия в процессе
умственной, трудовой и игровой
деятельности. Измерение роста, массы тела,
окружности грудной клетки, плеча и силы
мышц. Приёмы измерения пульса (частоты
сердечных сокращений до, во время и после
физических нагрузок). Тестирование
физических (двигательных)
способностей (качеств): скоростных,
координационных, силовых, выносливости,
гибкости. Выполнение основных движений с
различной скоростью, с предметами, из
разных исходных положений (и. п.), на
ограниченной площади опоры и с
ограниченной пространственной
ориентацией.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований
самоконтроля
Первая помощь при травмах
Травмы, которые можно получить при
занятиях физическими упражнениями (ушиб,
ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
Игра «Проверь себя» на усвоение правил
первой помощи. Подведение итогов игры

Руководствуются правилами выбора обуви и
формы одежды в зависимости от времени года и
погодных условий.
Дают ответы на вопросы к рисункам.
Анализируют ответы своих сверстников. С
помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к
одежде и обуви для занятий физическими
упражнениями, а также рекомендаций по уходу за
спортивной одеждой и обувью
Учатся правильно оценивать своё самочувствие и
контролируют, как их организмы справляются с
физическими нагрузками.
Определяют основные показатели физического
развития и физических способностей и выявляют
их прирост в течение учебного года.
Характеризуют величину нагрузки по
показателям частоты сердечных сокращений.
Оформляют дневник самоконтроля по основным
разделам физкультурно-оздоровительной
деятельности и уровню физического состояния.
Выполняют контрольные упражнения
(отжимание, прыжки в длину и в высоту с места,
подбрасывание теннисного мяча, наклоны).
Результаты контрольных упражнений записывают
в дневник самоконтроля.
Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя»

Руководствуются правилами профилактики
травматизма.
В паре со сверстниками моделируют случаи
травматизма и оказания первой помощи. Дают
оценку своим знаниям о самопомощи и первой
помощи при получении травмы с помощью
тестового задания «Проверь себя».
Подводят итоги игры на лучшее ведение
здорового образа жизни
Что надо уметь?

Бег, ходьба, прыжки, метание
1-2классы
Овладение знаниями. Понятия: короткая
дистанция, бег на скорость, бег на
выносливость; названия метательных
снарядов, прыжкового инвентаря,
упражнений в прыжках в длину с места и в
высоту.
Освоение навыков ходьбы и развитие

Усваивают основные понятия и термины в беге,
прыжках и метаниях и объясняют их назначение.

Описывают технику выполнения ходьбы,
осваивают её самостоятельно, выявляют и
12

координационных способностей. Ходьба
устраняют характерные ошибки в процессе
обычная, на носках, на пятках, в
освоения.
полуприседе, с различным положением рук, Демонстрируют вариативное выполнение
под счёт учителя, коротким, средним и
упражнений в ходьбе.
длинным шагом. Сочетание различных
Применяют вариативные упражнения в ходьбе
видов ходьбы с коллективным подсчётом, с для развития координационных способностей.
высоким подниманием бедра, в приседе, с
Выбирают индивидуальный темп ходьбы,
преодолением
контролируют его по частоте сердечных
2-3 препятствий по разметкам.
сокращений.
Освоение навыков бега, развитие
скоростных и координационных
Описывают технику выполнения беговых
способностей. Обычный бег, с изменением
упражнений, осваивают её самостоятельно,
направления движения по указанию
выявляют и устраняют характерные ошибки в
учителя, коротким, средним и длинным
процессе освоения.
шагом. Обычный бег в чередовании с
ходьбой до 150 м, с преодолением
препятствий (мячи, палки и т. п.). Обычный Демонстрируют вариативное выполнение беговых
упражнений.
бег по размеченным участкам дорожки,
челночный бег 3x5м, 3x10м, эстафеты с
бегом на скорость.
Совершенствование навыков бега и
развитие выносливости. Равномерный,
Применяют беговые упражнения для развития
медленный, до 3—4мин, кросс по
координационных, скоростных способностей.
слабопересечённой местности до 1 км.
Совершенствование бега, развитие
координационных и скоростных
Выбирают индивидуальный темп передвижения,
способностей. Эстафеты «Смена сторон»,
контролируют темп бега по частоте сердечных
«Вызов номеров», «Круговая эстафета»
сокращений.
(расстояние 5—15 м). Бег с ускорением от
10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2
классе). Соревнования (до 60 м).
Освоение навыков прыжков, развитие
скоростно-силовых и координационных
способностей. На одной и на двух ногах на Взаимодействуют со сверстниками в процессе
месте, с поворотом на 90°; с продвижением освоения беговых и прыжковых упражнений, при
этом соблюдают правила безопасности.
вперёд на одной и на двух ногах; в длину с
места, с высоты до 30 см; с разбега (место
отталкивания не обознчено) с приземлением Включают прыжковые упражнения в различные
на обе ноги, с разбега и отталкивания одной формы занятий по физической культуре.
ногой через плоские препятствия; через
набивные мячи, верёвочку (высота 30—40 см) Применяют прыжковые упражнения для развития
с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и скоростно-силовых и координационных
качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до способностей.
6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают
и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, скоростно-силовые и координационные
по разметкам, в длину с места, в длину с
способности.
разбега, с зоны отталкивания 60—70 см, с
высоты до 40см, в высоту с 4—5 шагов
разбега, с места и с небольшого разбега, с
доставанием подвешенных предметов, через
длинную вращающуюся и короткую скакалку,
многоразовые (до 8 прыжков).
Закрепление навыков прыжков, развитие
скоростно-силовых и координационных
способностей. Игры с прыжками с
использованием скакалки. Прыжки через
стволы деревьев, земляные возвышения и т.
п., в парах. Преодоление естественных
13

препятствий.
Овладение навыками метания, развитие
скоростно-силовых и координационных
способностей. Метание малого мяча с
места на дальность, из положения стоя
Описывают технику выполнения метательных
грудью в направлении метания; на заданное упражнений, осваивают её самостоятельно,
расстояние; в горизонтальную и
выявляют и устраняют характерные ошибки в
вертикальную цель (2 x2 м) с расстояния
процессе освоения.
3—4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг)
двумя руками от груди вперёд-вверх, из
Демонстрируют вариативное выполнение
положения стоя ноги на ширине плеч,
метательных упражнений
грудью в направлении метания; на
дальность. Метание малого мяча с места, из
положения стоя грудью в направлении
метания на дальность и заданное
расстояние; в горизонтальную и
вертикальную цель (2 x2 м) с расстояния4—
5 м, на дальность отскока от пола и от
стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг)
двумя руками от груди вперёд- вверх, из
положения стоя грудью в направлении
метания; снизу вперёд- вверх из того же и.
п. на дальность
.Самостоятельные занятия. Равномерный
бег (до 6мин). Соревнования на короткие
Составляют комбинации из числа разученных
дистанции (до 30м). Прыжковые упражнения упражнений и выполняют их.
на одной и двух ногах. Прыжки через
небольшие (высотой 40 см) естественные
вертикальные и горизонтальные (до 100 см)
препятствия. Броски больших и малых мячей,
других легких предметов на дальность и в
цель (правой и левой рукой).
Усваивают правила соревнований в беге, прыжках
3—4 классы
и метаниях.
Овладение знаниями.Понятия: эстафета,
команды «старт», «финиш»; темп,
длительность бега, влияние бега на состояние
здоровья, элементарные сведения о правилах
соревнований в беге, прыжках и метаниях,
техника безопасности на занятиях.
Освоение навыков ходьбы и развитие
Демонстрируют вариативное выполнение
координационных способностей. Ходьба
упражнений в ходьбе.
обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, Применяют вариативные упражнения в ходьбе для
с различным положением рук, под счёт
развития координационных способностей.
учителя, коротким, средним и длинным
Выбирают индивидуальный темп ходьбы,
шагом, с изменением длины и частоты шагов, контролируют его по частоте сердечных
с перешагиванием через скамейки, в
сокращений. Взаимодействуют со сверстниками и
различном темпе под звуковые сигналы.
родителями в процессе совместных пеших
Сочетание различных видов ходьбы с
прогулок. Включают упражнения в ходьбе в
коллективным подсчётом, с высоким
различные формы занятий по физической
подниманием бедра, в приседе, с
культуре.
преодолением 3—4 препятствий по
разметкам.
Освоение навыков бега, развитие скоростных
и координационных способностей. Обучение
тем же элементам техники ходьбы, как в 1—2 Описывают технику выполнения беговых упражклассах. Обычный бег с изменением длины и нений, осваивают её самостоятельно, выявляют и
частоты шагов, с высоким подниманием
устраняют характерные ошибки в процессе
14

бедра, приставными шагами правым, левым освоения.
боком вперёд, с захлёстыванием голени назад.

Совершенствование навыков бега и развитие Демонстрируют вариативное выполнение беговых
выносливости. Равномерный, медленный, до упражнений.
5—8 мин, кросс по слабопересечённой
местности до 1км.
Совершенствование бега, развитие
координационных и скоростных
Применяют беговые упражнения для развития
способностей. Бег в коридоре 30—40 см из координационных, скоростных способностей.
различных и. п. с максимальной скоростью до Выбирают индивидуальный темп передвижения,
60 м, с изменением скорости, с прыжками
контролируют темп бега по частоте сердечных
через условные рвы под звуковые и световые сокращений.
сигналы. «Круговая эстафета» (расстояние
15— 30м), «Встречная эстафета» (расстояние
10—20 м). Бег с ускорением на расстояние от
20 до 30 м (в 3 классе), от 40 до 60 м (в 4
Взаимодействуют со сверстниками в процессе
классе). Бег с вращением вокруг своей оси на освоения беговых упражнений, при этом
полусогнутых ногах, зигзагом, в парах.
соблюдают правила безопасности.
Освоение навыков прыжков, развитие
скоростно-силовых и координационных
способностей. На одной и на двух ногах на Описывают технику выполнения прыжковых
месте, с поворотом на 180°, по разметкам; в упражнений, осваивают её самостоятельно,
длину с места, стоя лицом, боком к месту
выявляют и устраняют характерные ошибки в
приземления; в длину с разбега с зоны
процессе освоения.
отталкивания 30—50 см; с высоты до 60 см; в Демонстрируют вариативное выполнение
высоту с прямого разбега, с хлопками в
прыжковых упражнений.
ладоши во время полёта; многоразовые (до 10 Применяют прыжковые упражнения для развития
прыжков); тройной и пятерной с места.
координационных, скоростно-силовых
Прыжки на заданную длину по ориентирам; способностей, выбирают индивидуальный темп
на расстояние 60—110 см в полосу
передвижения, контролируют физическую
приземления шириной 30 см; чередование
нагрузку по частоте сердечных сокращений.
прыжков в длину с места в полную силу и
вполсилы (на точность приемления); с высоты
до 70см с поворотом в воздухе на 90—120° и с
точным приземлением в квадрат; в длину с
разбега (согнув ноги); в высоту с прямого и
бокового разбега; многоскоки (тройной,
пятерной, десятерной).
Закрепление навыков прыжков, развитие
скоростно-силовых и координационных
способностей. Эстафеты с прыжками на
15

одной ноге (до 10 прыжков). Игры с
Взаимодействуют со сверстниками в процессе
прыжками и осаливанием на площадке
освоения прыжковых упражнений, соблюдают
небольшого размера.
правила безопасности
Овладение навыками метания, развитие
Включают прыжковые упражнения в различные
скоростно-силовых и координационных
формы занятий по физической культуре.
способностей. Метание малого мяча с места,
из положения стоя грудью в направлении
Описывают технику метания малого мяча
метания, левая (правая) нога впереди на даль- разными способами, осваивают её
ность и заданное расстояние; в
самостоятельно, выявляют и устраняют
горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х характерные ошибки в процессе освоения.
1,5 м) с расстояния 4—5 м. Бросок набивного Демонстрируют вариативное выполнение
мяча (1кг) из положения стоя грудью в
метательных упражнений.
направлении метания двумя руками от груди, Применяют упражнения в метании малого мяча
из-за головы вперёд-вверх; снизу вперёддля развития координационных, скоростновверх на дальность и заданное расстояние.
силовых способностей, контролируют
Метание теннисного мяча с места, из
физическую нагрузку по частоте сердечных
положения стоя боком в направлении
сокращений.
метания, на точность, дальность, заданное
Взаимодействуют со сверстниками в процессе
расстояние; в горизонтальную и
освоения метательных упражнений, соблюдают
вертикальную цель (1,5x1,5м) с расстояния
правила безопасности.
5—6м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя
руками из-за головы, от груди, снизу вперёдвверх, из положения стоя грудью в
Включают метательные упражнения в различные
направлении метания, левая (правая) нога
формы занятий по физической культуре
впереди с места; то же с шага на дальность и
заданное расстояние.
Самостоятельные занятия. Равномерный бег
до 12 мин. Соревнования на короткие
дистанции (до 60 м). Прыжковые упражнения
на одной и двух ногах. Прыжки через
небольшие (высотой 50 см) естественные
Включают беговые, прыжковые и метательные
вертикальные и горизонтальные (до 110 см) упражнения в различные формы занятий по
препятствия. Броски больших и малых мячей, физической культуре.
других лёгких предметов на дальность и в
Составляют комбинации из числа разученных
цель (правой и левой рукой)
упражнений и выполняют их
Бодрость, грация, координация
Объясняют названия и назначение
Названия снарядов и гимнастических
гимнастических снарядов, руководствуются
элементов, правила безопасности во время
правилами соблюдения безопасности.
занятий, признаки правильной ходьбы, бега, Осваивают комплексы упражнений утренней
прыжков, осанки, значение напряжения и
зарядки и лечебной физкультуры
расслабления мышц, личная гигиена, режим
дня, закаливание
1-4 классы Самбо
Овладение знаниями. Требования к технике Знать и понимать историю зарождения и
современное развитие борьбы Самбо в России.
безопасности на уроках Самбо. Краткая
история зарождения борьбы Самбо в России.
Успехи российских самбистов на
международной арене. Зарождение и развитие
борьбы Самбо. Роль и значение физической
Знать и соблюдать технику безопасности и
культуры и единоборств для подготовки
профилактикитравматизма на занятиях по
солдат русской армии. Самбо как элемент
изучению Самбо. Иметь представление о технике
национальной культуры и обеспечения
Самбо
безопасной жизнедеятельности человека.
Комплексы общеразвивающих упражнений на
развитие основных физических качеств, в том
числе входящих в программу ВФСК «ГТО».
16

Уметь анализировать технику физических
Общая и специальная подготовка.
1.Освоение группировки. Перекаты в
упражнений.
группировке: вперёд-назад, влево-вправо, по
кругу. Группировка при перекате назад из
Уметь технически правильно выполнять падение
седа, из упора присев, из полуприседа, из
на спину перекатом через партнера.
основной стойки.
2.Приемы самостраховки: конечное
Знать и уметь варьировать сложность выполнения
положение самостраховки на спину,
упражнений изменяя высоту препятствия.
самостраховка на спину перекатом из седа (с
помощью), самостраховка на спину перекатом
из упора присев (с помощью), самостраховка Уметь характеризовать и технически правильно
на спину перекатом из полуприседа (с
выполнять различные виды самостраховки.
помощью); конечное положение
самостраховки на бок, перекаты влево и
Уметь контролировать функциональновправо через лопатки, самостраховка на бок эмоциональное состояние организма на занятиях.
перекатом из седа (с помощью),
самостраховки на бок перекатом из упора
Демонстрировать
технику выполняемых упражнений с
присев (с помощью), самостраховки на бок
соблюдением этических норм и основных правил.
перекатом из полуприседа (с помощью).
3.Упражнения для удержаний.
Уметь технически правильно выполнять
Выседы попеременно в одну и в другую
сторону прыжком. Упор грудью в набивной изучаемые техники самостраховки.
мяч - перемещение ног по кругу.
Выполнять на занятиях самостоятельную дея4. Упражнения для выведения из
тельность по закреплению техники самостраховки
равновесия.
с учётом требований её безопасности.
Стоя лицом к партнеру и с упором ладонями в
ладони попеременно сгибать и разгибать руки Знать назначение общей и специальной
с поворотом туловища.
физической подготовки и уметь качественно
С захватом друг друга за кисть или запястье - выполнять упражнения с учетом поставленных
попеременно тянуть за руку, одной рукой
задач на занятии.
преодолевая, другой, уступая партнеру.
Знать и уметь выполнять заднюю подножку.
И.п. стойка лицом к партнеру - толчком руки
в плечо вывести партнера из равновесия,
Демонстрировать
вынудив выполнить шаг (то же рывком за
приобретенные знания и умения в учебных
запястье или туловище).
схватках, и стремиться к совершенствованию
Приемы самостраховки: самостраховка при изучаемого технического действия. Уметь
анализировать, выявлять и исправлять
падении вперед на руки.
Упражнения сгибание-разгибание рук в упоре допущенные ошибки.
лежа («отжимания»).
В упрощенном варианте падений из стойки на
коленях, ладони держать перед грудью.
Падение вперед на руки из стойки ноги врозь,
из основной стойки согнувшись,
из основной стойки.
Самостраховка через мост при падении на
спину.
Поднимание и опускание таза в положении
мост на лопатках, кувырок вперед через
лопатки, кувырок вперёд через лопатки и
приземлением на мост на лопатках.
5. Упражнения для подножек.
Выпады в сторону, то же в движении,
прыжком. Передвижение вперед с выпадами в
17

сторону (для задней подножки).
Имитация задней подножки в одну и в другую
стороны. Приседание на одной ноге с
выносом другой в сторону, то же вперед.
Приемы самостраховки: кувырок через плечо
из положения стоя на коленях (с помощью),
самостраховка на бок кувырком из
положения, стоя на колене (с помощью),
самостраховка на бок кувырком из стойки
ноги врозь (с помощью), самостраховка на бок
кувырком через плечо с шага в стойке (с
помощью).
6. Упражнения для бросков захватом ног.
Движения, имитирующие собирание грибов.
Подбор мелких предметов, разбросанных по
ковру. Подшагивания к партнеру с захватом
его ноги и подниманием вверх.
Самостраховка: падение на бок кувырком
через плечо через партнера стоящего в упоре
на коленях (с помощью).
7. Упражнения для подсечек.Встречные
махи руками и ногой. Ходьба на наружном
крае стопы (подошва под углом 90º к полу).
Удар подошвой по стене дальней от нее ногой
(стать боком вплотную к стене). Подсечки по
мячу (набивному, теннисному и др.)
лежащему, падающему, катящемуся по полу.
Можно выполнять в парах или в кругу,
передавая друг другу мяч ударом. «Очистка
ковра». Сметать мелкие предметы движением
типа подсечки (боковой, изнутри). Подсечка
по мячам, по ножке стула, иным предметам.
8. Техническая подготовка.Техника лёжа.
Удержание сбоку: лежа, с захватом
туловища, без захвата руки под плечо, без
захвата головы (упором рукой в ковер),
обратное, с захватом голени противника под
одноименное плечо, с захватом рук, с
обратным захватом рук.
Уходы от удержания сбоку: поворачиваясь
на живот, перетаскивая атакующего через
себя, отжимая руками и ногой, отжимая рукой
и махом ногой (зацеп за свою руку), сбивая
вперед мостом и перетаскивая, поворачиваясь
на живот с захватом руки под плечо, садясь,
сбрасывая атакующего через голову упором
руками и ногой. Учебные схватки на
выполнение изученного удержания.
Переворачивание партнера стоящего в упоре
на руках и коленях захватом рук сбоку.
Активные и пассивные защиты от
переворачивания. Комбинирование
переворачивания с удержанием сбоку.
18

Удержание со стороны головы: с захватом
туловища, с захватом рук и шеи, на коленях,
обратным захватом рук, обратное.
Уходы от удержания со стороны головы:
поворачиваясь на живот, перекатом вместе с
атакующим в сторону, отжимая голову и
перекатом в сторону, перекатом в сторону с
захватом руки, кувырком назад с зацепом
ногами туловища атакующего, отжимая
атакующего руками. Подтягивая к ногам и
сбрасывая между ног.
Учебные схватки на выполнение изученного
удержания.
Переворачивание партнера стоящего в упоре
на руках и коленях рычагом.
Активные и пассивные защиты от
переворачивания. Комбинирование
переворачивания с удержанием со стороны
головы.
Удержание поперек: с захватом дальней руки
из-под шеи, с захватом дальней руки из-под
шеи и туловища, с захватом разноименной
ноги, с захватом одноименной ноги.
С захватом ближней руки и ноги, обратное с
захватом шеи и ноги, обратное с захватом
руки и ноги. Уходы от удержания поперек:
перетаскивая через себя захватом шеи и
упором предплечьем в живот, сбрасывая через
голову руками, переворачиваясь на живот,
садясь.
Учебные схватки на выполнение изученного
удержания. Переворачивание партнера
стоящего в упоре на руках и коленях
скручиванием захватом руки и ноги (снаружи,
изнутри). Активные и пассивные защиты от
переворачивания. Комбинирование
переворачивания с удержанием поперёк.
Удержание верхом: с захватом рук, с захватом
головы, с захватом рук, с зацепом ног, с
обвивом ног снаружи, с зацепом одноименной
ноги и захватом руки, с захватом руки из-под
шеи, с захватом шеи рукой. Уходы от
удержания верхом: поворотом в сторону накладывая ногу на бедро и захватом руки,
сбивая через голову захватом ног изнутри,
отжимая руками, поворачиваясь на живот,
сбрасывание захватом ноги изнутри,
перекатом в сторону с захватом ноги,
перекатом в сторону захватом руки и шеи.
Учебные схватки на выполнение изученного
удержания.
Переворачивание партнера стоящего в упоре
на руках и коленях захватом шеи и руки с
19

упором голенью в живот. Активные и
пассивные защиты от переворачивания.
Комбинирование переворачивания с
удержанием верхом.
9. Выведение из равновесия. Выведение из
равновесия партнера стоящего на коленях
рывком и скручиванием. Выведение из
равновесия партнера в приседе толчком.
Выведение из равновесия партнера стоящего
на одном колене рывком, скручиванием,
толчком.
Учебные схватки на выполнение изученных
выведений из равновесия.
В зависимости от уровня предварительной
подготовки и темпов прироста обучения круг
изучаемых технических приемов расширяется.
Тактическая подготовка. Основные способы
тактической подготовки (сковывание,
маневрирование, маскировка) отрабатываются
в играх-заданиях, подвижных играх: «поймай
лягушку», «фехтование», «выталкивание в
приседе», «выталкивание спиной», «вытолкни
из круга», «перетягивание через черту», «бой
петухов», «подвижный ринг», «перетягивание
каната», «разведчики и часовые»,
«наступление», «волк во рву», «третий
лишний с сопротивлением», «соревнование
тачек», «армрестлинг», «цыганская борьба»
(на ногах), «скакалки - подсекалки»,
«поединок с шестом», «сильная хватка»,
«борьба за палку».
1-2 классы
Освоение общеразвивающих упражнений с
Описывают состав и содержание
предметами, развитие координационных,
общеразвивающих упражнений с предметами и
силовых способностей и гибкости.
составляют комбинации из числа разученных
Обшеразвивающие упражнения с большими и упражнений.
малыми мячами, гимнастической палкой,
набивным мячом (1кг), обручем, флажками.
Освоение акробатических упражнений и
развитие координационных способностей.
Описывают технику акробатических упражнений
Группировка; перекаты в группировке, лёжа и составляют акробатические комбинации из
на животе и из упора стоя на коленях.
числа разученных упражнений.
Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув
ноги; из стойки на лопатках согнув ноги
перекат вперёд в упор присев; кувырок в
Описывают технику гимнастических упражнений,
сторону.
предупреждая появление ошибок и соблюдая
Освоение висов и упоров, развитие силовых и правила безопасности.
координационных способностей. Упражнения
в висе стояи лёжа; в висе спиной к
Оказывают помощь сверстникам в освоении
гимнастической стенке поднимание согнутых новых гимнастических упражнений, анализируют
и прямых ног; вис на согнутых руках;
их технику.
подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же
из седа ноги врозь и в висе на канате;
Предупреждают появление ошибок и соблюдают
упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и правила безопасности.
20

в упоре на коне, бревне, гимнастической
скамейке.
Освоение навыков лазанья и перелезания,
развитие координационных и силовых
способностей, правильной осанки. Лазанье по
гимнастической стенке и канату; по
наклонной скамейке в упоре присев и стоя на
коленях; подтягивание лёжа на животе по
горизонтальной скамейке; перелезание через
горку матов и гимнастическую скамейку.
Лазанье по наклонной скамейке в упоре
присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на
животе, подтягиваясь руками; по
гимнастической стенке с одновременным
перехватом рук и перестановкой ног; лазанье
по канату.
Освоение навыков в опорных прыжках,
развитие координационных,
скоростносиловых способностей.
Перелезание через гимнастического коня.
Освоение навыков равновесия. Стойка на
носках, на одной ноге (на полу и
гимнастической скамейке); ходьба по
гимнастической скамейке; перешагивание
через мячи; повороты на 90°; ходьба по рейке
гимнастической скамейки. Стойка на двух и
одной ноге с закрытыми глазами; на бревне
на одной и двух ногах; ходьба по рейке
гимнастической скамейки и по бревну;
перешагивание через набивные мячи и их
переноска; повороты крутом стоя и при
ходьбе на носках и на рейке гимнастической
скамейки.

Описывают технику упражнений в лазанье и
перелезании, составляют комбинации из числа
разученных упражнений.
Оказывают помощь сверстникам в освоении
упражнений в лазанье и перелезании,
анализируют их технику, выявляют ошибки и
помогают в их исправлении.
Осваивают технику упражнений в лазанье и
перелезании, предупреждают появление ошибок и
соблюдают правила безопасности.

Описывают технику опорных прыжков и
осваивают её.
Оказывают помощь сверстникам при освоении
ими новых упражнений в опорных прыжках,
анализируют их технику выполнения.
Описывают технику упражнений на
гимнастической скамейке и гимнастическом
бревне, составляют комбинации из числа
разученных упражнений.
Осваивают технику упражнений на
гимнастической скамейке и гимнастическом
бревне, предупреждая появление ошибок и
соблюдая правила безопасности.
Оказывают помощь сверстникам в освоении
новых гимнастических упражнений, анализируют
их технику, выявляют ошибки.
Описывают технику танцевальных упражнений и
составляют комбинации из их числа.
Осваивают технику танцевальных упражнений,
предупреждая появление ошибок и соблюдая
правила безопасности.
Оказывают помощь сверстникам в освоении
новых танцевальных упражнений.

Освоение танцевальных упражнений и
развитие координационных способностей.
Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг
галопа в сторону. Стойка на двух и одной
ноге с закрытыми глазами; на бревне на
одной и двух ногах; ходьба по рейке
гимнастической скамейки и по бревну;
перешагивание через набивные мячи и их
переноска; повороты кругом стоя и при
ходьбе на носках и на рейке гимнастической
скамейки. Освоение строевых упражнений.
Основная стойка; построение в колонну по
Различают строевые команды.
одному и в шеренгу, в круг; перестроение по
звеньям, по заранее установленным местам; Точно выполняют строевые приемы.
размыкание на вытянутые в стороны руки;
повороты направо, налево; команды «Шагом
марш!», «Класс, стой!». Размыкание и
смыкание приставными шагами;
перестроение из колонны по одному в
колонну по два, из одной шеренги в две;
передвижение в колонне по одному на
21

указанные ориентиры; команда «На два
(четыре) шага разомкнись!».
Освоение общеразвивающих упражнений без Описывают состав и содержание
предметов, развитие координационных
общеразвивающих упражнений без предметов и
способностей, силы и гибкости, а также
составляют комбинации из числа разученных
правильной осанки. Основные положения и упражнений.
движения рук, ног, туловища, выполняемые
на месте и в движении. Сочетание движений Предупреждают появление ошибок и соблюдают
ног, туловища с одноимёнными и
правила безопасности.
разноимёнными движениями рук.
Комбинации (комплексы) общеразвивающих
упражнений различной координационной
сложности.
3—4 классы
Освоение акробатических упражнений и
Описывают состав и содержание акробатических
развитие координационных способностей.
упражнений с предметами и составляют
Перекаты в группировке с последующей
комбинации из числа разученных упражнений.
опорой руками за головой; 2—3 кувырка
вперёд; стойка на лопатках; «мост» из
положения лёжа на спине. Кувырок назад;
кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом
стойка на лопатках; «мост» с помощью и
самостоятельно.
Освоение висов и упоров, развитие силовых и Описывают технику на гимнастических снарядах,
координационных способностей. Вис завесом; предупреждая появление ошибок и соблюдая
вис на согнутых руках согнув ноги; на
правила безопасности.
гимнастической стенке вис прогнувшись,
Составляют гимнастические комбинации из числа
подтягивание в висе, поднимание ног в висе. разученных упражнений.
Освоение навыков лазанья и перелезания,
развитие координационных и силовых
Описывают технику упражнений в лазанье и
способностей, правильной осанки. Лазанье по перелезании, составляют комбинации из числа
наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, разученных упражнений.
в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь Оказывают помощь сверстникам в освоении упраруками; по канату, коня. Лазанье по канату в нений в лазанье и перелезании, выявляют
три приёма; перелезание через препятствия. технические ошибки и помогают в их
исправлении. Осваивают технику упражнений в
лазанье и перелезании, предупреждают появление
ошибок и соблюдают правила безопасности.
Освоение навыков в опорных прыжках,
Описывают и осваивают технику опорных
развитие координационных, скоростнопрыжков и осваивают ее, соблюдают правила
силовых способностей. Опорный прыжок на безопасности.
козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок
взмахом рук.
Освоение навыков равновесия. Ходьба
приставными шагами; ходьба по бревну;
Описывают и осваивают технику упражнений на
повороты на носках и одной ноге; ходьба
гимнастической скамейке и гимнастическом
приставными шагами; приседание и переход в бревне.
упор присев, упор стоя на колене, сед. Ходьба Описывают технику упражнений на
по бревну большими шагами и выпадами;
гимнастической скамейке и гимнастическом
ходьба на носках; повороты прыжком на 90° и бревне.
180°; опускание в упор стоя на колене
Составляют комбинации из числа разученных
(правом, левом).
упражнений.
Освоение танцевальных упражнений и
развитие координационных способностей.
Шаги галопа и польки в парах; сочетание
изученных танцевальных шагов; русский
Осваивают технику танцевальных упражнений,
медленный шаг. I и II позиции ног; сочетание предупреждая появление ошибок и соблюдая
22

шагов галопа и польки в парах; элементы
народных танцев

правила безопасности.
Оказывают помощь сверстникам в освоении
новых танцевальных упражнений
Описывают технику осваиваемых танцевальных
упражнений и составляют комбинации из их
числа.
Различают строевые команды.

.Освоение строевых упражнений. Команды
«Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На
первый-второй рассчи-тайсь!»; построение в Точно выполняют строевые приёмы.
две шеренги; перестроение из двух шеренг в
два круга; передвижение по
диагонали,противоходом, «змейкой».
Команды «Становись!», «Равняйсь!»,
«Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю;
повороты кругом на месте; расчёт по порядку;
перестроение из одной шеренги в три
уступами, из колонны по одному в колонну
по три и четыре в движении с поворотом.
Составляют комбинации из числа разученных
Самостоятельные занятия. Выполнение
упражнений и выполняют их.
освоенных общеразвиваю-щих упражнений с
предметами и без предметов, упражнений на Соблюдают правила безопасности
снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.
Играем все!
Названия и правила игр, инвентарь,
Руководствуются правилами игр, соблюдают
оборудование, организация, правила
правила безопасности.
поведения и безопасности.
1-2 классы
Организовывают и проводят совместно со
Закрепление и совершенствование навыков
сверстниками подвижные игры, осуществляют
бега, развитие скоростных способностей,
судейство.
способности к ориентированию в
Описывают технику игровых действий и приёмов,
пространстве.Подвижные игры «К своим
осваивают их самостоятельно, выявляют и
флажкам», «Два мороза», «Пятнашки».
устраняют типичные ошибки.
Закрепление и совершенствование навыков в
прыжках, развитие скоростно-силовых
способностей, ориентирование в
Взаимодействуют со сверстниками в процессе сопространстве.Подвижные игры
вместной игровой деятельности.
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в
огороде», «Лисы и куры».
Закрепление и совершенствование метаний Взаимодействуют со сверстниками в процессе сона дальность и точность, развитие
вместной игровой деятельности.
способностей к дифференцированию
параметров движений, скоростно-силовых Соблюдают правила безопасности.
способностей. Подвижные игры «Кто дальше
бросит», «Точный расчет», «Метко в цель».
Овладение элементарными умениями в ловле, Используют действия данных подвижных игр для
бросках, передачах и ведении мяча. Ловля,
развития координационных и кондиционных
передача, броски и ведение мяча
способностей.
индивидуально, в парах, стоя на месте и в
шаге. Ловля и передача мяча в движении.
Применяют правила подбора одежды для занятий
Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). на открытом воздухе.
Ведение мяча (правой, левой рукой) в
движении по прямой (шагом и бегом).
Закрепление и совершенствование держания, Используют подвижные игры для активного
ловли, передачи, броска и ведения мяча и
отдыха.
развитие способностей к
дифференцированию параметров движений, Применяют правила подбора одежды для занятий
23

реакции, ориентированию в пространстве. на открытом воздухе.
Подвижные игры «Играй, играй, мяч не
теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше
мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину»,
«Попади в обруч».
3—4 классы
Закрепление и совершенствование навыков
Взаимодействуют со сверстниками в процессе собега, развитие скоростных способностей,
вместной игровой деятельности.
способности к ориентированию в
пространстве. Подвижные игры «Пустое
Соблюдают правила безопасности.
место», «Белые медведи», «Космонавты».
Закрепление и совершенствование навыков в Организовывают и проводят совместно со
прыжках, развитие скоростно-силовых
сверстниками данные игры, осуществляют
способностей, орентирование в
судейство.
пространстве. Подвижные игры «Прыжки по
полосам», «Волк во рву», «Удочка».
Овладение элементарными умениями в ловле,
бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и Взаимодействуют со сверстниками в процессе сопередача мяча на месте и в движении в
вместной игровой деятельности.
треугольниках, квадратах, кругах. Ведение
мяча с изменением направления (баскетбол, Соблюдают правила безопасности.
гандбол). Броски по воротам с 3—4 м
(гандбол) и броски в цель (в ходьбе и
Используют подвижные игры для активного
медленном- беге), удары по воротам в
отдыха.
футболе. Ведение мяча с изменением
направления и скорости. Броски по воротам с
3—4 м (гандбол) и броски в цель (в ходьбе и
медленном беге), удары по воротам в
футболе. Подбрасывание и подача мяча,
приём и передача мяча в волейболе
Подвижные игры на материале волейбола.
Закрепление и совершенствование держания, Взаимодействуют со сверстниками в процессе
ловли, передачи, броска и ведения мяча и
совместной игровой деятельности.
развитие способностей к
дифференцированию параметров движений, Используют подвижные игры для активного
реакции, ориентированию в пространстве. отдыха.
Подвижные игры «Гонка мячей по кругу»,
«Вызови по имени», «Овладей мячом»,
Применяют правила подбора одежды для занятий
«Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники на открытом воздухе.
и утки», «Быстро и точно», «Снайперы»,
«Игры с ведением мяча».
Комплексное развитие координационных и
Используют действия данных подвижных игр для
кондиционных способностей, овладение
развития координационных и кондиционных
элементарными технико-тактическими
способностей.
взаимодействиямиПодвижные игры' «Борьба
за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», Применяют правила подбора одежды для занятий
«Мини-гандбол», варианты игры в футбол,
на открытом воздухе, используют подвижные
мини- волейбол
игры для активного отдыха.
Самостоятельные занятия.Упражнения в
Включают упражнения с мячом в различные
бросках, ловле и передачах мяча, ударах и
формы занятий по физической культуре
остановках мяча ногами, ведение мяча на
месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими
верхними и нижними конечностями.

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».