Внеурочная деятельность. Безопасные дороги Кубани 1 класс

Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31
имени Г.В. Ластовицкого

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от «___»___________20__ года
Председатель педсовета
_________
Л.Ш.
Шалагина
Подпись, печать ОУ
Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ
(тип программы)

Кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Безопасные дороги Кубани»
(наименование)

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
(Направление)

1 год
(срок реализации программы)

7- 8 лет
(возраст обучающихся)

Темирбулатова Вера Валерьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Новороссийск
2022

1. Пояснительная записка
Актуальность
программы. В
связи
с
возрастающим
процентом
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся
приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем как в Краснодарском крае, так и в
России в целом. Профилактика дорожного-транспортного травматизма (ДТТ) в последнее
время стала одним из важных направлений воспитания. В процессе обучения и воспитания в
условиях школы у учащихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека,
укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и
оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет необходимостью
совместной системной и продуктивной деятельности региональных органов образования,
образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и
профилактики детского ДТТ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» сбережение здоровья каждого
ребенка относится к приоритетным направлениям стратегии. Цель принятой федеральной
программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р, является снижение
смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 г. на 25% по сравнению с 2010 г.
Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода.
Знакомить школьников с правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с 1 класса, так как знания, полученные в
детстве, наиболее прочные, правила, освоенные в школьные годы, впоследствии становятся
нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и
реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций «Безопасные дороги Кубани».
Основным концептуальным положением данной программы стало понимание важности
вопросы профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД) которые
рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Программа построена с учетом следующих принципов:
•

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет
личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и
физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к
обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов,
мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к
дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

•

Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст
обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование устойчивых

привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом
определяется вербальной
(словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный
переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных
физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные
навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
•

Принцип
взаимосвязи
причин
опасного
поведения
и
его
последствиях: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать,
какие опасности могут подстерегать их в дороге.

•

Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется
стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это
надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой –
необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать
привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение
между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой
отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо,
когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать
целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные
действия выхода из опасных ситуаций.
• Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение
этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности
дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей
среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила
дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные
действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они
достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за
сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не
понимают, и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правил.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Классный
руководитель организует работу не только с обучающимися, но и с родителями.
Цель программы: формирование культуры безопасной жизнедеятельности через
профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:

1. Совершенствование методов и форм работы педагога по предупреждению ДТТ,
используя новые воспитательные технологии.
2. Повышение качества знаний и навыков школьников по ПДД.
3. Совершенствование системы мониторинга знаний учащихся по ПДД.
4. Создание (или активизация) отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).
5. Активизация деятельности школьного пресс-центра, школьного сайта (рубрики) по
вопросам пропаганды ПДД.
6. Создание (переоборудовать, обновить, оснастить новыми наглядными пособиями) в
каждой школе кабинет Безопасного дорожного движения и мобильного автогородка.
7. Усиление уровня активности родителей учащихся в процесс обучения
несовершеннолетних основам безопасного поведения на дорогах.
8. Создание в условиях школы методического центра по изучению и пропаганде ПДД.
Место программы в плане развития школы:
Программу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся
1-4 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать
как составную часть программы воспитания и социализации, которую реализуют классные
руководители. Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по
воспитательной работе. Работа классного руководителя по предупреждению ДТТ в рамках
«Месячника дорожного движения», организовывается в начале и конце учебного года, а также
перед уходом школьников на каникулы.
Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет
совместная работа классных руководителей с инспекторами ГИБДД, медицинских
работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской общественности.
Содержание классных часов данной программы предусматривает подробное рассмотрение
при освоении предметных областей (филология (русский язык, родной язык, литература,
родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); математика; основы
духовно-нравственной культуры народов России; искусство (изобразительное искусство,
музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности..
Сроки реализации программы:
Программа реализуется с 1-4 класс из расчета 1 час в неделю (135 часов).
Особенности тематического содержания программы:

Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–4 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стал законодательный акт:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ
( ред. от 03.07.2016 г.), ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся», Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012, Конвенция «О правах
ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, Закон
Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16 августа 2013 года,
рекомендации Министерства образования и науки по реализации федеральной целевой
программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 г.».
В программе учтены требования ФГОС ООО, рекомендации сотрудников краевого
ГИБДД.
Формулировка тематики образовательных встреч (классных часов) также находится в
единой логике с уже реализующими программами по ПДД, как например «Безопасность
дорожного движения». 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского). Не исключена
корректировка или дополнение тематики внеурочной деятельности по данной программе с
учетом места жительства (городская/сельская местность), особенностей условий (наличие
различных видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы,
ж/д пути и т.д.), учебно-материальная база.
Основные методы реализации:
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру.
Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот,
стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует
яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась
восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На
обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие детьми принципов,
определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным,
последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с
внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе,
игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП,
поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются
нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается.
Психологическая основа примера – подражание. Важно окружить школьников
положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и
безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся заданный тип
поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их
до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности

качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия,
наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий.
Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие
положительных привычек у обучающихся является основой культуры их поведения в
дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения
детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому
повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется
прием опоры на положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог
выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает
внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной
безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах,
самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Основные формы реализации:
Образовательный квест, конкурсы, тематические недели,
деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии.

акции,

проектная

Занятия по программе рекомендуется проводить в специально оборудованных
кабинетах, мобильном автогородке, автоплощадке с использованием немеханических
транспортных средств (велосипед, гироскутер, самокат и т.д.), интерактивных электронных
образовательных ресурсов, портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов.
Ожидаемы конечные результаты реализации программы:
Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные ситуации на
дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье
человека. Обучающиеся смогут оценивать свое поведение на улице и дороге с точки зрения
соответствия требованиям ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые
действия безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей реальных
дорожных ситуаций.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Безопасные дороги Кубани»
1 класс
1 раз в неделю (33 часа)

№
п/п

Содержание
(разделы, темы)

1

Для чего нужны ПДД?
Практикум «Моя безопасная
дорога от дома до школы»
Правила безопасного
использования немеханических
средств передвижения
(самокаты и пр.), уличных
электрических транспортных
средств.
Кто такие пассажиры,
пешеходы, водители?
Встреча сотрудников ГИБДД
Игра «Дорожный калейдоскоп»
Экскурсия «Мы идем по
улице»
Практическое занятие
«Изучаем дорожную разметку»
Мы пассажиры.
Права и обязанности
пассажиров
Правила пользования
общественным транспортом.
Права и обязанности
пешеходов
Целевая прогулка «Места,
предназначенные для
движения пешеходов»
Наши друзья – дорожные знаки
Предупреждающие знаки.
Запрещающие знаки.
Знаки особого предписания и
знаки сервиса
Проектная работа «День
дорожного знака»

2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Кол.
Дата
час. по плану
1
1
1

Дата
факту

Универсальная учебная деятельность
(УУД), проекты, ИКТ – компетенции,
межпредметные понятия.
Познавательные универсальные
учебные действия
- поиск необходимых информационных
образовательных ресурсов;
- нахождение различных вариантов
решения проблем, чтобы предотвратить
ДТП;

1
1
1
1
1
1
1
1

- умение различать дорожные знаки на
проезжей части в городе, и соблюдать их.
Личностные универсальные учебные
действия
- выявление способностей и задатков,
которые возможно помогут в
профессиональном самоопределении
ученика;
- умение ставить планы на будущее для
личностного самосовершенствования;

1
1

Регулятивные универсальные учебные
действия

1

- планирование и выполнение минипроектов;

1
1
1

- подготовка и проведение спортивных
конкурсов и мероприятий по ПДД
совместно с учителем;

1
Коммуникативные универсальные

19 Что такое перекресток?
20 Где можно и где нельзя играть?
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32

33

Где можно кататься и машин не
опасаться?
Праздник «Мы знаем
правила дорожного движения».
Виды светофоров
Светофор (особенности
сигналов)
Творческая работа.
Изготовление макета
светофора
Встреча сотрудников ГИБДД
Практическое занятие на
транспортной площадке.
Как помочь себе и товарищу
при получении травмы
Викторина «Красный, жёлтый,
зелёный»
«Велосипед – это здорово, но
будь осторожен!»
Практическое занятие
«Переходим улицу с
велосипедом, самокатом и др.»
Итоговое занятие (игра,
путешествие, викторина,
мини-проекты и др.)
Заключительная
профилактическая беседа
«У светофора каникул нет».

Всег
о:

1
1
1
1

учебные действия
- организация учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в
диалог;

1
1

- обучение постановки вопросов;

1

- участие в коллективных творческих
делах;

1

- сотрудничество со сверстниками и
другими людьми;

1
1

- работа в парах, группах;
- ролевые игры;

1
1
1

1

1

33

3. Содержание занятий
по программе для учащихся 1–4 классов общеобразовательной школе
«Безопасные дороги Кубани»
1-й класс
Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина.
Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Понятие об
одностороннем, двустороннем движении.
Кто такие пассажиры, пешеходы, водители. Транспорт наземный, подземный,
воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Участники дорожного движения:

водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Что такое
ГИБДД, и кто такой инспектор ДПС?
Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку». Форма предметов окружающего
мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние,
классификация). Зачем нужны дорожные знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков
дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый
круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма
предупреждающих и запрещающих знаков. Права и обязанности пассажиров. Части
(элементы) дороги: разделительная полоса. Правостороннее движение. Правила поездки в
транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и
выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом автомобиле
пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок может ехать только в
детском автокресле. Правила поездки в школьном автобусе. Примеры правильного поведения
детей – пассажиров.
Права и обязанности пешеходов. Знаки «пешеходный переход», «надземный переход»,
«подземный переход» Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Примеры правильного поведения детей – пешеходов. Правила движения по тротуару:
движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в
темное время суток только в сопровождении взрослого. Где можно и где нельзя играть.
Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрёстки. Правила игр на улице.
Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма запрещающих знаков:
«движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Знаки дорожного
движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки
дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с
односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Оказание первой помощи при ушибах мягких тканей. Травмы кожи. Оказание первой
помощи при ушибах мягких тканей без повреждения кожных покровов. Виды повязок.
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.).
Обращение за помощью ко взрослым (даже незнакомым). Умение успокоиться и
сосредоточиться на оказании первой помощи. Своевременный вызов службы спасения «112»,
полиции «02» и скорой помощи «03»: сообщение сведений о пострадавших, их
местоположения и характера травмы.
Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.».
Где можно кататься на велосипеде, самокате, гироскутере. Предметы и их положение в
пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием
соответствующей терминологии (близко - далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше,
близко - ближе, далеко - дальше и т. д.). Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.)
Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

4. Список литературы:
1. «Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего школьника». Москва.
Издательство «Третий Рим», 2005.
2. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2002.

3. Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного
движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008.
4. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М.: Транспорт,
1990.
5. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000.
6. Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в
образовательной организации. Нормативно-правовые и информационно-образовательное
обеспечение. - Волгоград: издательство «Учитель», 2015.
7. Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное издание для
взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. - Волгоград: издательство
«Учитель», 2017.
8. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожно-транспортного
травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008.
9. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы
дополнительного образования детей «Моя волшебная улица». Под ред. Севрука Г.А. Москва.
Издательство «Профтехнологии», 2004.
10. Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге. Сложные ситуации. М.:
Издательство Карапуз, 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».