Внеурочная деятельность. Профориентация 7 класс

Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31
имени Г.В. Ластовицкого

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от «29»08.2022 года
Председатель педсовета
_________
Л.Ш. Шалагина
Подпись, печать ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ
(тип программы)

Кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Профориентационные занятия»
(наименование)

Духовно-нравственное направление
(Направление)

1 год
(срок реализации программы)

7 класс
(возраст обучающихся)

Мурадян Лилит Араиковна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Новороссийск
2022

Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих
видов универсальных учебных действий. Содержание данной программы определено
требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего
образования ФГОС.
В целом организация и планирование профориентационной работы во многом
зависит от конкретных условий. Главная психологическая причина введения
профориентационной работы заключается в том, что перед значительным количеством
людей возникает проблема свободы выбора. Проблема свободы порождает
значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор, страх
перед ответственностью вызывает внутреннюю напряженность и даже особые
неврозы, но поскольку далеко не все подростки готовы к такой ответственности, то
возникает насущная потребность в специальных занятиях, облегчающих эти
сложнейшие жизненные задачи.
Выбор профессии - дело личное, поэтому на занятиях курса
«Профориентационные занятия» (далее по тексту – данный курс) стоит говорить
только о профессиональном самоопределении. Поскольку в этом возрасте школьники
чаще всего ориентируются в своем выборе на стереотипы общественного
сознания, культивируемые современными СМИ, то, в первую очередь, необходимо
знакомить учащихся с миром профессионального труда, выявлять их основные
склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на
основании чего и можно выстраивать долгосрочные прогнозы).
Постепенно нужно формировать готовность к самоанализу основных
склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования
готовности к подлинному самоопределению. Окончательно затем основной акцент
переносится на конкретный выбор. При этом важно не давать готовых рекомендаций,
а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор.
Главную
цель
профессионального
самоопределения
можно
сформулировать следующим образом: постепенное формирование у учащихся
готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени,
пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально
их реализующим.
Нередко СМИ производится ориентация не на конкретной профессии, а
на определённый образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает
не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - всего лишь
«средство» достижения желаемого.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых
человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом
(от латинского орtacio- желание, избрание). Профессиональные намерения
оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и
эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание
предстоящей деятельности.
Выбирая будущую профессию, обучающийся, как правило, делает упор на свои
интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям
той или иной сферы профессиональной деятельности.

Помощь в ходе занятий заключается в том, что обучающемуся дается
возможность определить наличие и направленность его профессиональных интересов
и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения
определенной сферой профессиональной деятельности, он получает информацию о
содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии. Окончательный
же выбор будущей профессии остается за обучающимся.
Личностные
УУД: осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
точку зрения;
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Цель: приобретение участниками занятий знаний и умений, необходимых
для адекватного
выбора
будущей
профессии,
планирования
своего
профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного
плана. Задача: развитие начальной профессиональной зрелости обучающихся, их
профессиональное определение.
Основные
параметры
профессиональной
зрелости: автономность; информированность о мире профессий и умение соотнести

информацию со своими способностями; умение принимать решение; умение
планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в
ситуацию решения; умение соотносить свои знания, умения, возможности с
требованиями конкретной профессии.
Изучение курса «Азбука профессий» в 7 классе направлено на достижение
следующих целей: освоение знаний: о многообразии мира профессий, о
профессиональных
особенностях,
требованиях
и
рисках,
связанных
с
профессиональной деятельностью; о классификации и типологии профессий по
областям человеческой деятельности и направленности деятельности, о своих личных
психологических, физических, эмоциональных, нравственных и др. способностях и
возможностях, которые могут послужить дополнительным стимулом или
лимитирующим фактором при выборе той или иной профессии; о трудовом
законодательстве и профессиональной этике; овладение умениями: применять
знания для объяснения особенностей различных профессий и профессиональной
деятельности, использовать информацию о современных достижениях в различных
областях, которые приводят к появлению новых профессий, работать с тестовыми
диагностиками, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами,
ставить эксперименты, проводить опросы и вести статистику; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за профессиональной деятельностью и опросов,
социологических
экспериментов,
работы
с
различными
источниками
информации; воспитание позитивного ценностного отношения к труду, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в обществе; иcпользование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для учебной и вне учебной
работы, оценки последствий своей деятельности по отношению к себе и другим, для
соблюдения правил поведения в обществе и на производстве.

Используемые виды и методы работы с классом: индивидуальные и
коллективные, диагностирование, анкетирования, практические, проектные, чтение
специальной и дополнительной литературы о профессиях, просмотр видеоматериала,
встреча и беседа с профессионалами своего дела, экскурсия на предприятия.
Содержание
Содержание данной программы определено требованиями к результатам
основной образовательной программы основного общего образования ФГОС:
● определение видов организации деятельности учащихся, направленные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения
данного курса;
● в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты;
● достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией и психологом.

На изучение курса в 7 классе выделен 2 часа в месяц (17 часов за год)
Предмет и задачи профориентационных занятий (1ч.).
Классификация профессий (1ч.).
«Как выбрать свою профессию?» (1ч.).
Проблема выбора профессии (2ч.).
Беседа «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной
деятельности. Качества, препятствующие эффективности профессиональной
деятельности» (1ч.).
Где и как приобрести профессию? (1ч.).
Как знаменитые люди стали профессионалами своего дела (1ч.).
Беседа с профессионалами своего дела (2ч.).
Необычные профессии (1ч.).
Что такое проект «Моя будущая профессия» или «Моя профессиональная карьера»
(1ч.). Составление памятки «Как выбрать профессию» (1ч.).
Игра (конкурс) «Пантомим» (1ч.).
Что такое резюме? Как составляют резюме? или Как себя презентовать? (1ч.).
Защита проекта ««Моя будущая профессия» или «Моя профессиональная карьера»
(2ч.).

Тематическое планирование
№

Тема

1. Предмет и задачи
профориентационных
занятий
2. Классификация
профессий.
Экскурсия
3. «Как выбрать свою
профессию?»

4.

5.

6.

7.

Содержание

Кол-ство
часов
17

Определение пути в
выборе профессии

1

Экскурсия

1

Проведения
самоанализа своих
способностей,
желаний,
возможностей
Проблема
выбора Нахождение
профессии
соответствия между
желанием
приобрести именно
эту
профессию,
востребованностью
этой профессии в
будущем
Проблема
выбора Нахождение
профессии
соответствия между
желанием
приобрести именно
эту
профессию,
востребованностью
этой профессии в
будущем
Беседа
«Качества, Формирование
обеспечивающие
понимания того, что
успешность
рынок труда очень
выполнения
быстро меняется и
профессиональной
необходимо
деятельности.
ориентироваться на
Качества,
актуальные
препятствующие
профессии
эффективности
профессиональной
деятельности»
Где и как приобрести Понимание, что для
профессию?
успешного

1

1

1

1

1

Дата проведения
по
плану

по факту

8. Как
знаменитые
люди
стали
профессионалами
своего дела

9. Беседа
профессионалами
своего дела

с

10.Беседа
профессионалами
своего дела

с

11.Необычные
профессии

12.Что такое проект
«Моя
будущая
профессия»
или
«Моя
профессиональная
карьера»
13.Составление памятки
«Как
выбрать
профессию»

трудоустройства
в
будущем
необходимы
такие
качества
как
трудолюбие,
терпение,
умение
общаться с людьми.
Участие школьников
в блиц-опросе о
самых
известных
(знаменитых,
успешных)
людях
разных профессий, о
которых школьники
знают (от известных
физиков,
изобретателей
до
лучшего кондитера
или
парикмахера
города или посёлка)
Профессиональная
проба, мастер-класс/
тематический квест/
игры/ викторина
Профессиональная
проба, мастер-класс/
тематический квест/
игры/ викторина
Составление списка
из
10—12
профессий,
пред
ставителей которых
школьники
встречают редко
Нахождение
соответствия между
желанием
приобрести именно
эту
профессию,
востребованностью
этой профессии в
будущем
Проведения
самоанализа своих
способностей,
желаний,
возможностей

1

1

1

1

1

1

14.Игра
(конкурс)
«Пантомим»
15.Что такое резюме?
Как
составляют
резюме? или как себя
презентовать?
16.Защита
проекта
««Моя
будущая
профессия»
или
«Моя
профессиональная
карьера»
17.Защита
проекта
««Моя
будущая
профессия»
или
«Моя
профессиональная
карьера»

Игра-соревнование /
конкурс
Развивать
умение
анализировать
профессии

1

Участие в дискуссии
«Нужно
ли
современному
человеку
быть
грамотным?»

1

Участие в большой
профориентационной
игре.
Подведение итогов.

1

1

Учебно-методический комплекс

1. Интернет-ресурсы;
2. Аверичев Ю.П., Школьнику о рабочих профессиях. - М.: Просвещение, 1996;
3. Аверкин В.Н., Путевка в жизнь. – М.: Просвещение, 2005;
4. Барретт Джим, Проверьте свои возможности. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2003;
5. Барретт Джим, Карьера: способности и выбор. Тесты. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2006;
6. Земнов М.А., Знаете ли вы себя.- М., московский рабочий, 1989;
7. Колюга С.У. Основы производства. Выбор профессии. – М., Просвещение, 1987;
8. Климов Е.А. как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990;
9. Михаева О.А. Я выбираю профессию. - М.: УЦ «Перспектива»,2006;
10.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: Творческий центр «Сфера»;
11.Пряжников Н.С. и др. Игры и методики для профессионального самоопределения
старшеклассников. – М.: Творческий центр «Сфера»,2006;
12.Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера (книга для учителя). М.:
Просвещение,1998;
13.Шмидт Р.В. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8 – 11
класс. М.: Творческий центр «Сфера», 2006;
14.Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003;
15.IQ – тесты: проверь свой интеллект. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко.КГ, 2004;
16.Чистякова С.Н.Программа «Твоя профессиональная карьера». М.: Просвещение, 2000;
17.Журнал «Карьера и образование».- 2004-2008 гг.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».