Внеурочная деятельность. Разговор о важном 7 класс

Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31
имени Г.В. Ластовицкого

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от «29»08.2022 года
Председатель педсовета
_________
Л.Ш. Шалагина
Подпись, печать ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ
(тип программы)

Кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Разговор о важном»
(наименование)

Духовно-нравственное направление
(Направление)

1 год
(срок реализации программы)

7 класс
(возраст обучающихся)

Мурадян Лилит Араиковна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Новороссийск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании
которых разработана программа:
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации», (ООО «Издательство «Эксмо», 2017), на основании
нормативно-правовых
документов
РФ,
регламентирующих
деятельность
образовательных учреждений в области коррекционного образования:
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
• Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый
ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
• Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС), - М «Просвещение», 2018;
• АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и
развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 097/2 от 31.08.2016 г.;
• Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.
Смоленска»;
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190;
• Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных
организаций, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и
раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (II вариант) и направлена на
достижение ими планируемых результатов освоения АООП.
Цель программы: создание условий для достижения обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития и социализации
каждого обучающегося, создание воспитывающей среды.
Задачи программы:
• способствовать формированию осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
• создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
• создание условий для развития индивидуальности ребенка;
• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• приобретение опыта общения.
Актуальность программы «Разговоры о важном» предлагает каждому ребенку
свободный выбор деятельности, создание ситуации успеха для каждого, возможность
получить более высокий личностный статус и позитивную «Я – оценку», а также
эмоционально-психологическую защиту.

Важной особенностью занятий по данной программе является возможность
организации коллективной творческой деятельности школьников, которая направлена
на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить
сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других
людей.
Общая характеристика программы духовно-нравственного направления:
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью, с ТМНР
направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Обучение по данной
программе носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий
характер. С этой целью в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность
(праздники, викторины, совместная игровая деятельность), приобретение
практических навыков самостоятельной деятельности. При реализации содержания
программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников,
создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
• добровольность;
• общественная направленность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
• предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
• учет интересов ребенка;
• содружество и сотворчество детей и взрослых.
Данная программа ориентирована на обучающихся 6-7 классов с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант II.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 час в неделю (34
часа в год), продолжительность занятия 40 мин.
Формы работы: беседы, видео путешествия, викторины, праздники, КТД,
творческая мастерская, уроки-презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности
• основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
• социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Предметные результаты:
• знание основных календарных праздников;
• знакомство с народными обрядами и праздниками;

• воспитание любви к прекрасному;
• развитие способностей к творчеству;
• воспитание культуры поведения в различных учреждениях;
• развитие доброжелательности, контактности.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы
внеурочной деятельности духовно-нравственного направления:
• Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
• Формирование учебного поведения:
✓ направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
✓ умение выполнять инструкции педагога;
✓ использование по назначению учебных материалов;
✓ умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
• Формирование умения выполнять задание:
✓ в течение определенного периода времени;
✓ от начала до конца;
✓ с заданными качественными параметрами.
• Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему
обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый
должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна
предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в
школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд
людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности
защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.
К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим
полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории
российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в
освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и
космонавтам — исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание,
участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о
них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное
служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик,
помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского
труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии,
участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в

хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных
семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей,
отцовское влияние на сына и/или дочь. Музыка как способность человека слышать,
воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка,
которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные
ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная
трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские — символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости
за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение
для борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития
общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого
поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей
стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности
предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с
ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее,
чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать
символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к
государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения
человека при исполнении гимна, при поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей,
которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу
проявить добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от
иноземных врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права
и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения
обязанностей членами общества.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.
Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: укра
шение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён
мечтали в Новый год.

Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального
мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик
хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города.
Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального
искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый
главный в театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить
современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют,
наркоз, искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего
мира.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть
место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь,
поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для
кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных
религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на
свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории
России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач).
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л.
Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила
слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор
стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской
литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.
Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и
солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные
достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая
(Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица
Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская
крепость, Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники,
композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли
мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать
узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая
деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал:
„Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского

Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского
Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации.
Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции.
Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и
офицеры. 11 апреля — Международный день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки.
Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в
Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой
Арктический заповедник, в заповедник
«Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной
дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я
вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные
династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов,
защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь
(преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое
чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле,
здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья?
Можно ли им поделиться?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».