Внеурочная деятельность_Профориентация 9 класс

Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31
имени Г.В. Ластовицкого

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от «29»08.2022 года
Председатель педсовета
_________
Л.Ш. Шалагина
Подпись, печать ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ
(тип программы)

Кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Профориентационные занятия»
(наименование)

Духовно-нравственное направление
(Направление)

1 год
(срок реализации программы)

9 класс
(возраст обучающихся)

Бирадян Карине Сааковна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Новороссийск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное
осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового
воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт,
результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к
решению вопросов трудового самоопределения
молодежи способствует успеху
профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая
по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и
многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению
трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями
личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в
которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику
приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в
основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е.
сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно
верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье,
материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять
все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает
его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через
учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы,
мешающие полноценной профориентационной работе:
Неопределенность целей профессионального самоопределения.
Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов
жизненного и профессионального успеха.
Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и
сфер познания.
Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных
институтов.

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и
направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение
после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и
запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет
активизации их психологических ресурсов;
обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –
ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020
годы;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации
граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения
профессионального обучения и получения дополнительного профессионального
образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380н);
Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и
психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Приказ от 01.09.2018 г. №____ «Об утверждении общеобразовательной программы МБОУ
СШ № 1 им. М.М. Пришвина».
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения
нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок –
обобщение.
Технология
обучения:
дифференцированное
обучение,
личностноориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний.
В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также
практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 35
часов.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

1.

2.
3.
4.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного
года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными
образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:
роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей
деятельности;
понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социальнотипические и индивидуально-психологические качества личности;
приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость
в профессиональной деятельности;
природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной
системы;
роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о
профессиональной деятельности и ее субъекте;
понятие о специальности и квалификации работника;
требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в
профессиональной деятельности;
характеристику профессий и специальностей;
понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и
обоснования.
основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
виды и формы получения профессионального образования;
виды учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и
специальностей с точки зрения их восстребованности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Программа реализуется с использованием методического комплекса:
Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно –
методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 . –
36 с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы).
– М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС –
ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы
для специалиста образовательного учреждения).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Профориентация» расчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая
недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 35 часов в
соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения
в 9-м классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин
возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в
России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на
современном этапе.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические
работы в форме эссе.
Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия»,
«должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями
к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной
подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению
классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием
психологических тестов.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и
письменый опросы.
Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных
факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок
при выборе будущей профессии.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся
с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических
тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в
профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности,
самооценки.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и
письменные опросы учащихся.
Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7
часов).
Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся
с помощью
методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел
предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся
разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных
предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как
интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности,
предпринимательству и социальной работе.
В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и
письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических
тестов.
Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).
Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на
изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная
пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных
качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях
профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы.

Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4
часа).
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и
предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы
самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью
(правила поведения на собеседовании).
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы и практические задания в форме эссе.
Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в
России (4 часа).
В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального
образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего
профессионального образования в Краснодарском крае.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и
письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.
Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по
схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на
работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос
учащихся.

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы
Кол-во
Основные виды учебной
часов
деятельности
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
1

2

Введение в курс. Из истории
профориентации.
Особенности профессионального
самоопределения молодежи на
современном этапе.

3

Что такое профессия?

1

4

Ориентация в мире профессий –
классификация профессий.

1

5

Диагностика типа профессии по
1
Практическая работа по осознаю
методике академика Е.А.
своих личностных особенностей.
Климова.
Анализ. Рефлексия.
Секреты выбора профессии (2 часа).
Мотивы и основные условия
1
Изучение нового материала.
выбора профессии.
Рассуждение, анализ.
Типичные ошибки при выборе
1
Изучение нового материала.
профессии.
Рассуждение, выдвижение гипотез и
их обоснование.
На пути к самопознанию (7 часов).

1

6
7

Ознакомление с целями и задачами
курса. Изучение нового материала.
1
Изучение нового материала.
Постановка и решение проблем.
Анализ, выдвижение гипотез и их
обоснование.
Мир профессий и его многообразие (3 часа)
Изучение нового материала.
Рассуждение, анализ.
Изучение нового материала.

8

Хорошо ли я себя знаю?

1

Рефлексия. Рассуждение.

9

Свойства нервной системы и
темперамента в
профессиональной деятельности
Определение типа личности и
темперамента с помощью
методики Айзенка.
Самооценка и уровень
притязаний.
Эмоционально-волевые качества
личности в профессиональной
деятельности.
Диагностика свойств
эмоциональной и волевой сфер.

1

Изучение нового материала.

1

1

Практическая работа по осознаю
своих личностных особенностей.
Анализ. Рефлексия.
Изучение нового материала.

1

Изучение нового материала.

1

Практическая работа по осознаю
своих личностных особенностей.
Анализ. Рефлексия.
Изучение нового материала.

10

11
12

13

14

15

Что такое стресс. Понятие
1
«эмоциональное выгорание».
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).
Интересы и склонности в выборе
1
Изучение нового материала
профессии.

16

Карта интересов и склонностей.
Психодиагностика.

17

Возможности человека в
1
профессиональной деятельности,
или как разобраться в своих
способностях?
Интеллектуальные способности
1
Изучение нового материала. Анализ.
и успешность в
Рефлексия.
профессиональной деятельности.
Способности к профессиям
1
Изучение нового материала,
социального типа.
рассуждение.
Способности к офисным видам
1
Изучение нового материала,
деятельности.
рассуждение.
Способность к
1
Изучение нового материала,
предпринимательской
рассуждение.
деятельности.
Профессиональная пригодность (4 часа).

18

19
20
21

1

Практическая работа по осознаю
своих личностных особенностей.
Анализ. Рефлексия.
Изучение нового материала, анализ,
обобщение, рефлексия.

22

Здоровье и выбор профессии.

1

Изучение нового материала.

23

Что такое профессиональная
пригодность?
Ограничение профессиональной
пригодности при различных
заболеваниях.
Специфические
профессионально важные
качества для разных типов
профессий.

1

Изучение нового материала,
рассуждение.
Рассуждение, выдвижение гипотез и
их обоснование.

24

25

26
27

28
29

1

1

Рассуждение, анализ, выдвижение
гипотез и их обоснование.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).
Рынок труда. Потребности рынка
1
Изучение нового материала.
труда в кадрах.
Имидж и этикет современного
1
Изучение нового материала.
делового человека.
Самопрезентация. Правила
поведения на собеседовании.
Резюме: структура и содержание.

1
1

Изучение нового материала.
Обобщение. Синтез.
Практическая работа по отработке
навыков составления резюме.

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
30
31

32

Виды профессионального
образования в России.
Высшее профессиональное
образование Краснодарского
края.
Получение среднего
профессионального образования.

1

Изучение нового материала.
Рассуждение и обобщение.
Классификация, анализ, обобщение.

1

Классификация, анализ, обобщение.

1

33

34

35

Получение среднего
1
Классификация, анализ, обобщение.
профессионального в
Новороссийске.
Личный профессиональный план (2 часа).
Профессиональный план.
1
Изучение нового материала.
Диагностика работоспособности.
Познание своих индивидуальноличностных особенностей.
Итоговое занятие по курсу.
1
Повторение полученного материала.
Анализ, Синтез, обобщение.
Итого: 35 часа

•
•
•
✓
✓
✓

•
✓
✓
✓

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа
ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее
вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и
материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта,
построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
Сформированные рефлексивные действия:
способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или
ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность
производимых действий;
способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации
– выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для
получения наилучших результатов;
способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не
достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную
образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами
деятельности или инструментальными средствами.
Выпускник основной школы сможет:
проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную
индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями
необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной
деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы,
выбирать и анализировать необходимую информацию)

№

1
2

3
4
5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
9 КЛАССА
Дата
Наименование разделов и тем
Количество
проведения
часов
План Факт
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
Введение в курс. Из истории профориентации.
1
Особенности профессионального самоопределения
1
молодежи на современном этапе.
Мир профессий и его многообразие (3 часа)
Что такое профессия?
1
Ориентация в мире профессий – классификация
1
профессий.
Диагностика типа профессии по методике академика
1
Е.А. Климова.
Секреты выбора профессии (2 часа).

6

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1

7

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

8
9
10
11
12

13
14

На пути к самопознанию (7 часов).
Хорошо ли я себя знаю?

1

Свойства нервной системы и темперамента в
профессиональной деятельности.
Определение типа личности и темперамента с
помощью методики Айзенка.
Самооценка и уровень притязаний.

1

Эмоционально-волевые качества личности в
профессиональной
деятельности.
Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

1
1

1

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное
1
выгорание».
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).

15

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

16

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

1

17

1

19

Возможности человека в профессиональной
деятельности, или как разобраться в своих
способностях?
Интеллектуальные способности и успешность в
профессиональной деятельности.
Способности к профессиям социального типа.

20

Способности к офисным видам деятельности.

1

18

1
1

21

Способности к предпринимательской деятельности.

1

Профессиональная пригодность (4 часа).
22
23

Здоровье и выбор профессии.
Что такое профессиональная пригодность?

1
1

25

Ограничение профессиональной пригодности при
1
различных заболеваниях.
Специфические профессионально важные качества
1
для разных типов профессий.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

26
27

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.
Имидж и этикет современного делового человека.

1
1

28

Самопрезентация. Правила поведения на
собеседовании.
Резюме: структура и содержание.

1

24

29

30
31
32
33

34
35

1

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
Виды профессионального образования в России.
1
Высшее профессиональное образование
1
Краснодарского края.
Получение среднего профессионального
1
образования.
Получение среднего профессионального образования
1
в Новороссийске.
Личный профессиональный план (2 часа).
Профессиональный план. Диагностика
работоспособности.
Итоговое занятие по курсу.

1
1

«Карта диагностики».
Изучаемый параметр
Тип личности
(по
методике «Шесть рек»,
модифицированный
вариант
характерологического
опросника Леонгарда)
Тип темперамента
(по тесту «Формула
темперамента» Белова)
Профиль способностей
Ведущая модальность
(по методике на
определение ведущей
модальности)
Латеральный профиль
(по
методике
«Призвание»)
Специальные
способности (по анкете
«Как
распознать
одаренных детей» Л.Г.
Кузнецовой, Л.П. Сверч)

Профиль интересов
Явно
выраженный
интерес
(по
тесту
«Анкета интересов –
120»)

Предпочитаемый тип
профессии (по тесту
«Определение
типа
профессии»
Е.А.
Климова)

Количественный
Краткая характеристика
анализ
Личностный профиль
Тип характера:
№
название

Количество баллов:
Х–
С–
Ф–
М–
Количество баллов:
Визуал –
Аудиал –
Кинестетик –
Количество баллов:
ЛП –
ПП –
Количество баллов:
Спорт –
Литература –
Техника –
Музыка –
ИЗО –
Наука –
Артистичность –
Интеллект –
Количество баллов:
Математика –
Химия –
Физика –
Техника –
География –
Биология –
Филология –
История –
Педагогика –
Медицина –
Обслуживание –
Искусство –
Юриспруденция –
Спорт –
Количество баллов:
Ч-Ч
Ч-Х
Ч-П
Ч-З
Ч-Т


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».