Внеурочная деятельность_Читательская грамотность 1 класс

Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31
имени Г.В. Ластовицкого

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от «___»___________20__ года
Председатель педсовета
_________
Л.Ш. Шалагина
Подпись, печать ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ
(тип программы)

Кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Читательская грамотность»
(наименование)

Гуманитарное направление
(Направление)

1 год
(срок реализации программы)

7-8 лет
(возраст обучающихся)

Темирбулатова Вера Валерьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Новороссийск
2022

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

составлена

на

основе

следующих

нормативных

документов:
Программа составлена в соответствии с:
•

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•

Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);

•

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в
ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020);

•

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Цель курса:
Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового

чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное
чтение». Создание условий для развития функциональной грамотности.
Задачи:
1.

Образовательные

-уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
-учить отвечать на вопросы по содержанию;
-учить пересказ;
-учить читателя становиться исследователем.
2. Развивающие
-развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и
оценку их поступков.
3.Воспитательные
-формировать у детей интерес к книге.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии
духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально

активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с
помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и
настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа,
раскрывают красоту подвига человека.
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» - это создание
условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного
чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет
младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать,
получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных,
энциклопедических).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие,
и новые открытия, и самовоспитание.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения
позволяет на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному
развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа
способствует

овладению

(познавательными,

детьми

коммуникативными,

универсальными

учебными

регулятивными,

действиями

личностными),

а

также

читательскими умениями.
Практическая значимость курса заключается в умении:
▪

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

▪

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

▪

овладевать

правилами

поведения

в

общественных

местах

(библиотеке);
▪

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Программа разработана на возраст обучающихся: 7-8 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение- 7 лет.

Условия реализации программы.
Срок реализации программы: 2022/2023 учебный год.
В кружке принимают участие учащиеся 1 класса. Занятия проходят через неделю,
17часа в год.

Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных
для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других;
Предметные результаты:
- Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух

с

учётом индивидуальных

возможностей.
- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному.
- Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
- Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении.
- Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная
/ отрицательная и почему) его поступкам.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и др.

Содержание курса внеурочной деятельности
Русские народные сказки (3ч.)
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». (1ч.)
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи». Научно-познавательные тексты «Белый
медведь» и «Бурый медведь». (1ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной». Научно-познавательный текст В.
Сивоглазова «Вечнозеленые растения». (1ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь (1ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Научно-познавательный текст «Эхо». (1ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож» (1ч.)
Рассказ В. Осеевой «Навестила». (1ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». (1ч.)
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». (1ч.)
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)
Формы и методы работы:
Формы:
∙ Математические (логические) игры;
∙ задачи, упражнения, графические задания;
∙ развлечения – загадки;
∙ задачи-шутки, ребусы;
∙ головоломки, игры.
Методы:
∙ взаимодействие;
∙ поощрение;
∙ наблюдение;
∙ коллективная работа;
∙ игра.
Приемы:
∙ анализ и синтез;
∙ сравнение;

∙ классификация;
∙ аналогия;
∙ обобщение.
Виды деятельности (познавательные, практические, поисковые, игровые) и
формы занятий:
1. Познавательная деятельность: — познавательные беседы; — познавательные
игры; — дискуссии; — дидактический театр; — экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное
чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата
план

1.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое
зёрнышко».

1

2.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

3.

Русская
народная
Хаврошечка».

-

1

4.

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной
зовём».

1

14.09

1

12.10

1

26.10

сказка

«Крошечка

Экскурсия в библиотеку.
5.

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
Научно-познавательные тексты «Белый медведь»
и «Бурый медведь»

6.

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова
«Вечнозеленые растения».

7.

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь»

1

16.11

8.

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо».

1

07.12

Научно-познавательный текст «Эхо»
9.

Готовимся к выразительному чтению рассказа
Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

21.12

10.

Рассказ В. Осеевой «Сторож»

1

28.12

11.

Рассказ В. Осеевой «Навестила»

1

18.01

12.

Рассказ Е. Пермяка «Кто?»

1

08.02

13.

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка
«Кто?»

1

15.02

14.

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

1

08.03

15.

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»

1

19.04

16.

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л.
Каминского «Как Петя ленился»

1

26.04

факт

17.

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!».
Готовимся
к
выразительному
чтению
стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»

1

17.05

Средства обучения: художественная литература, комплекс ИКТ, кабинет,
оборудованный

всем

необходимым,

учебно-методические

материалы,

наглядные

демонстрационные пособия и таблицы.
Используемая литература:
1.

Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4класс. Тетрадь

для обучающихся.
2.

Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс.

Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным
интерактивным приложением.
3.

Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с

увлечением. По дорогам сказок». 1 класс. (ООО «Планета», 2016г.)
4.

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru› Все

работы› Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».