Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 31 имени Г.В.Ластовицкого муниципального образования г. Новороссийск УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ ООШ № 31 имени Г.В. Ластовицкого от ________ 20__ года протокол № 1 Председатель _______ Шалагина Л.Ш. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности: математическая грамотность «Читаем, решаем, живём» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) (начальное общее, 5 основное общее образование с указанием классов) Количество часов ___17______ Учитель Безмельницына Юнна Радиковна. Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования с учётом курса «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ» (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ), 5 класс»: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022. - 57 с. УМК: Белай Е.Н..и др. издательство «Краснодар». 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; • формирование основ экологической культуры. Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части: 1) Гражданского воспитания 2) Патриотического воспитания и формирование российской идентичности 3)Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей 4) Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) 5) Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания) 6) Физического воспитания и формирования культуры здоровья 7) Трудового воспитания и профессионального самоопределения 8) Экологического воспитания Метапредметные результаты: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение. Предметные результаты: • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов; • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач; • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел; • овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний; • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни. Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием. 2. Содержание курса Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом. 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17 часов) раздел Колво часов Математичес кая грамотность 17 темы Основные виды деятельности Кол- (УУД) во часов Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий 1 Развлечения. Парк Никольский 1 Туристический поход 1 Путешествие 1 Точка Роста 1 Школьный двор. Экскурсия 1 Школьный двор. Обработка результатов измерений 1 Благоустройство школьной территории 1 Школьный музей 1 Футбол. Футбольные мячи 1 Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать Основные направления воспитательной деятельности 1) Гражданское воспитание 2) Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4) Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) 5) Популяризация научных знаний среди Футбол. Экипировка 1 Школьный стадион 1 Школьная форма 1 Строительство. Бассейн 1 Отдых в Сочи 1 Новая школа. Школьная библиотека 1 Итоговое занятие 1 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественноматематического цикла МБОУ ООШ № 31 имени Г.В.Ластовицкого МО г. Новороссийск от ___________ 20__ года № 1 ___________ Безмельницына Ю.Р. подпись руководителя МО Ф.И.О. одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Тангирова Е.А. подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года детей (Ценности научного познания) 6) Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7) Трудовое воспитание и профессиональное определение 8) Экологическое воспитание