Внеурочная деятельность. Читательская грамотность _ 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 31 имени Г.В. Ластовицкого
муниципального образования город Новороссийск
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2022 года протокол № 1
Председатель _____ Л.Ш.Шалагина
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Читательская грамотность»

Тип программы: образовательная, ориентированная на достижение
результатов определенного уровня
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации:2 класс
Возраст участников: 8-9 лет
Составитель: Заузолкова С.Л.

Новороссийск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская
грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.)
[1], на основе примерной рабочей программы «Литературное чтение» (для 1-4
классов образовательных организаций) [4], с учетом примерной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций [11], в
соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О
составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования» [2], на основе примерной рабочей программы
внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская
грамотность) 2 класс, авторы составители Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н.
Черник.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 классов и
рассчитана на 17 часов. Курс реализуется в познавательном направлении
внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование основ читательской грамотности
обучающихся.
Задачи курса:
способствовать формированию потребности в читательской деятельности;
формировать
готовность
к смысловому чтению - восприятию
письменных текстов, анализу,
оценке, интерпретации и обобщению
представленной в них информации;
формировать способность извлекать необходимую информацию для ее
преобразования; на основе анализа информации ориентироваться в жизненных
ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» во втором классе:
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) достигаются в процессе
образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания [10].
Личностные результаты освоения программы должны отражать освоение
младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие

2

позитивного отношения к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным
ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Учителю необходимо донести до сознания младшего школьника, что
чтение дает человеку свободу - заниматься самому, выбирать книгу по
собственному желанию, не занимать время других. Чтение дает возможность
путешествовать и фантазировать, переживать вместе с героями и оказывать им
моральную поддержку.
Метапредметные результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читательская
грамотность» у второклассников будут сформированы:
познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов
различных жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев;
находить
в
предложенном
источнике
информацию,
представленную в явном виде;
коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей.
регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и
самоконтроля:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;

3

-

ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;

-

выполнять совместные задания с опорой на предложенные

образцы.
Предметные результаты
понимать содержание, смысл прочитанного произведения;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения
(портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его
поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным
критериям;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении;
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения;
использовать
справочную
литературу
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Содержание
курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы внеурочной деятельности «Читательская
грамотность» во 2 классе представлено 17 темами занятий
(геймами), которые объединены в группы (раунды) по предмету
познавательной деятельности обучающихся (животные, растения, неживая
природа).
Темы занятий (геймы) содержательно преемственны и нацелены на
формирование у обучающихся читательской грамотности как компонента
функциональной
грамотности.
Содержание
умений
читательской
грамотности:
Навыки смыслового чтения, способы и приёмы работы с различными
видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой; общее и
литературное развитие младшего школьника, реализация творческих
способностей обучающегося посредством выполнения тематических заданий

4

на основе не сплошных нормированных текстов познавательного характера.
Формы организации и виды деятельности:
•
дидактическая игра;
•
совместная деятельность (групповая и парная работа);
•
беседа, постановка вопросов; диалог;
•
решение учебно-познавательных и учебно-практических задач;
•
творческая текстовая деятельность.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Коли- Виды деятельности
чество обучающихся
занятия
часов
Раунд 1. Кто наши друзья?
4

2.

Какой характер у
персидского кота?
Пинчеру нужна забота

3.

Почему хомяка зовут Грызя? 1

4.

Мой пернатый друг

1.

Раунд 2 Кто живет рядом с нами?
5.
Удивительная лошадь

1
1

1

7
1

6.

Когда ёж выходит на охоту? 1

7.
8.

Ловись, карась, и большой, и 1
маленький!
Как живет ласка?
1

9.

Зачем ящерице хвост?

1

10.

У вороны ума палата

1

11.

В траве сидел кузнечик

1

Раунд 3 Что растет рядом с нами?
12.
Одуванчик - солнечный
цветок

1

13.

Почему лук репчатый?

1

14.

Что спрятано в луковице?

1

Раунд 4 В какой природе мы живем?
15.
Много ли воды на планете? 1
16.

Кто построил разноцветный 1
мост?

17.

Какие бывают камни

Всего часов

1
17

Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной
мысли произведения. Работа с
текстом произведения, выполнение
заданий на поисковое чтение.
Выполнение заданий на сравнение
произведений на одну тему; на
сравнение героев произведений по
предложенному алгоритму.
Групповая работа
Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной
мысли произведения.
Работа с текстом произведения,
выполнение заданий на изучающее
и поисковое чтение.
Работа в парах: зададим друг другу
вопросы по прочитанному тексту.
Групповая работа

Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной
мысли произведения.
Работа с текстом произведения,
выполнение заданий на поисковое
чтение.
Групповая
работа диалоге:
Участие в учебном
выделение и обсуждение главной
мысли произведения.
Работа с текстом произведения,
выполнение заданий на поисковое
чтение.
Групповая работа

6

Материально-технические условия реализации курса внеурочной
деятельности «Читательская грамотность» во втором классе
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №
64100): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021
№
286
[электронный
ресурс]
URL:
https://edsoo.ru/Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossiiskoi Federacii ot 31 05
2021 286 Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovat.htm (дата
обращения 02.12.2021г.)
2.
«О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования»: Письмо министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21
[электронный
ресурс]
URL:
http://iro23.ru/sites/default/files/2020/pismo ot 13.07.2021 no 47-01-13-14546-21 o
sostavlenii rabochih programmm i ktp.pdf (дата обращения 02. 12. 2021г.)
3.
Концепция развития математического образования в Российской
Федерации
[электронный
ресурс]
URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/b18bcc453a2a1f7e855416b198e5e276/
(дата
обращения 02. 12. 2021 г.)
4.
Примерная рабочая программа начального общего образования.
Литературное чтение (для 1 -4 классов образовательных организаций)
[электронный
ресурс]
URL: https://edsoo.ru/Primernaya rabochava
programma nachalnogo obschego obrazovaniya predmeta Literatumoe chtenie proekt
.htm (дата обращения 02.12.2021г.)
5.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для
учителя / [Н.Ф Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред.
Н.Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
6.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.С. Ковалёва и
др.] под ред.; Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. - 2-е изд. - М. СПб. :
Просвещение, 2021. 63 с.: ил. - (Функциональная грамотность. Учимся для
жизни)
7.
Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое
пособие / [Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. и др.]; под ред. П.В.
Степанова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
2021.- 94 с. URL: https://edsoo.ru/Vospitanie na uroke metodika raboti uchitelva
0.htm (дата обращения 22. 12. 2021 г.)
8.
Примерная
рабочая
программа
воспитания
для
1.

7

общеобразовательных организаций (от 07.
10. 2021)
[электронный
ресурс] URL:
https: //институтвоспитания. рф/pro grammy-vo spitaniya/pro grammavospitaniya-dly a-obshcheobrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения 22. 12.
2021 г.)

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
№

Тема

занятия

Количество
Дата
часов
план факт

Раунд 1. Кто наши друзья?

4
1

3.09

2.

Какой характер у персидского
кота?
Пинчеру нужна забота

1

17.09

3.

Почему хомяка зовут Грызя?

1

1.10

1

15.10

1.

4.
Мой пернатый друг
Раунд 2 Кто живет рядом с нами?
5.
Удивительная лошадь

7
1

29.10

6.

Когда ёж выходит на охоту?

1

19.11

7.

1

3.12

8.

Ловись, карась, и большой, и
маленький!
Как живет ласка?

1

17.12

9.

Зачем ящерице хвост?

1

21.01

10.

У вороны ума палата

1

4.02

11.

В траве сидел кузнечик

1

18.02

Раунд 3 Что растет рядом с нами?
12.
Одуванчик - солнечный цветок
13.
Почему лук репчатый?

3
1
1

04.03
18.03

14.
Что спрятано в луковице?
Раунд 4 В какой природе мы живем?

1

8.04

15.

Много ли воды на планете?

1

22.04

16.

Кто построил разноцветный
мост?

1

06.05

17.

Какие бывают камни

1

20.05

Всего часов

17

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».