Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 31 имени Г.В. Ластовицкого муниципального образования город Новороссийск УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 29.08.2022 года протокол № 1 Председатель _____ Л.Ш.Шалагина подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Читательская грамотность» Тип программы: образовательная, ориентированная на достижение результатов определенного уровня Направление: общеинтеллектуальное Срок реализации:2 класс Возраст участников: 8-9 лет Составитель: Заузолкова С.Л. Новороссийск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) [1], на основе примерной рабочей программы «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций) [4], с учетом примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций [11], в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования» [2], на основе примерной рабочей программы внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) 2 класс, авторы составители Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник. Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 классов и рассчитана на 17 часов. Курс реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование основ читательской грамотности обучающихся. Задачи курса: способствовать формированию потребности в читательской деятельности; формировать готовность к смысловому чтению - восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; формировать способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования; на основе анализа информации ориентироваться в жизненных ситуациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Читательская грамотность» во втором классе: Личностные результаты. Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) достигаются в процессе образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания [10]. Личностные результаты освоения программы должны отражать освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие 2 позитивного отношения к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Учителю необходимо донести до сознания младшего школьника, что чтение дает человеку свободу - заниматься самому, выбирать книгу по собственному желанию, не занимать время других. Чтение дает возможность путешествовать и фантазировать, переживать вместе с героями и оказывать им моральную поддержку. Метапредметные результаты В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» у второклассников будут сформированы: познавательные универсальные учебные действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов различных жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и самоконтроля: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 3 - ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты понимать содержание, смысл прочитанного произведения; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. - СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы внеурочной деятельности «Читательская грамотность» во 2 классе представлено 17 темами занятий (геймами), которые объединены в группы (раунды) по предмету познавательной деятельности обучающихся (животные, растения, неживая природа). Темы занятий (геймы) содержательно преемственны и нацелены на формирование у обучающихся читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Содержание умений читательской грамотности: Навыки смыслового чтения, способы и приёмы работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой; общее и литературное развитие младшего школьника, реализация творческих способностей обучающегося посредством выполнения тематических заданий 4 на основе не сплошных нормированных текстов познавательного характера. Формы организации и виды деятельности: • дидактическая игра; • совместная деятельность (групповая и парная работа); • беседа, постановка вопросов; диалог; • решение учебно-познавательных и учебно-практических задач; • творческая текстовая деятельность. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Коли- Виды деятельности чество обучающихся занятия часов Раунд 1. Кто наши друзья? 4 2. Какой характер у персидского кота? Пинчеру нужна забота 3. Почему хомяка зовут Грызя? 1 4. Мой пернатый друг 1. Раунд 2 Кто живет рядом с нами? 5. Удивительная лошадь 1 1 1 7 1 6. Когда ёж выходит на охоту? 1 7. 8. Ловись, карась, и большой, и 1 маленький! Как живет ласка? 1 9. Зачем ящерице хвост? 1 10. У вороны ума палата 1 11. В траве сидел кузнечик 1 Раунд 3 Что растет рядом с нами? 12. Одуванчик - солнечный цветок 1 13. Почему лук репчатый? 1 14. Что спрятано в луковице? 1 Раунд 4 В какой природе мы живем? 15. Много ли воды на планете? 1 16. Кто построил разноцветный 1 мост? 17. Какие бывают камни Всего часов 1 17 Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Выполнение заданий на сравнение произведений на одну тему; на сравнение героев произведений по предложенному алгоритму. Групповая работа Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на изучающее и поисковое чтение. Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прочитанному тексту. Групповая работа Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Групповая работа диалоге: Участие в учебном выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Групповая работа 6 Материально-технические условия реализации курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» во втором классе «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossiiskoi Federacii ot 31 05 2021 286 Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovat.htm (дата обращения 02.12.2021г.) 2. «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования»: Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 [электронный ресурс] URL: http://iro23.ru/sites/default/files/2020/pismo ot 13.07.2021 no 47-01-13-14546-21 o sostavlenii rabochih programmm i ktp.pdf (дата обращения 02. 12. 2021г.) 3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b18bcc453a2a1f7e855416b198e5e276/ (дата обращения 02. 12. 2021 г.) 4. Примерная рабочая программа начального общего образования. Литературное чтение (для 1 -4 классов образовательных организаций) [электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Primernaya rabochava programma nachalnogo obschego obrazovaniya predmeta Literatumoe chtenie proekt .htm (дата обращения 02.12.2021г.) 5. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с. 6. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.С. Ковалёва и др.] под ред.; Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. - 2-е изд. - М. СПб. : Просвещение, 2021. 63 с.: ил. - (Функциональная грамотность. Учимся для жизни) 7. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. и др.]; под ред. П.В. Степанова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021.- 94 с. URL: https://edsoo.ru/Vospitanie na uroke metodika raboti uchitelva 0.htm (дата обращения 22. 12. 2021 г.) 8. Примерная рабочая программа воспитания для 1. 7 общеобразовательных организаций (от 07. 10. 2021) [электронный ресурс] URL: https: //институтвоспитания. рф/pro grammy-vo spitaniya/pro grammavospitaniya-dly a-obshcheobrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения 22. 12. 2021 г.) 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» № Тема занятия Количество Дата часов план факт Раунд 1. Кто наши друзья? 4 1 3.09 2. Какой характер у персидского кота? Пинчеру нужна забота 1 17.09 3. Почему хомяка зовут Грызя? 1 1.10 1 15.10 1. 4. Мой пернатый друг Раунд 2 Кто живет рядом с нами? 5. Удивительная лошадь 7 1 29.10 6. Когда ёж выходит на охоту? 1 19.11 7. 1 3.12 8. Ловись, карась, и большой, и маленький! Как живет ласка? 1 17.12 9. Зачем ящерице хвост? 1 21.01 10. У вороны ума палата 1 4.02 11. В траве сидел кузнечик 1 18.02 Раунд 3 Что растет рядом с нами? 12. Одуванчик - солнечный цветок 13. Почему лук репчатый? 3 1 1 04.03 18.03 14. Что спрятано в луковице? Раунд 4 В какой природе мы живем? 1 8.04 15. Много ли воды на планете? 1 22.04 16. Кто построил разноцветный мост? 1 06.05 17. Какие бывают камни 1 20.05 Всего часов 17 9